Память

Человек космического масштаба

«Возвращение к природе – в сад, в лес». Так охарактеризовал свое «детище» - выставку «Картины на деревьях» Вадим Борисович Козьмин-Бороздин.

Эти слова стали пророческими, и, некоторое время спустя после сказанного, он ушел в лунный свет над Окой. Ушел на 92-м году жизни, в своем скромном доме в деревне Шишкино человек-космос, потомок Пушкина, праправнук генералов Бороздиных - героев Отечественной войны 1812 года, дипломат, ученый, музыкант, покровитель искусств, человек широчайших взглядов и мировоззрения.

Он и в Тарусе оказался благодаря заботам Ивана Владимировича Цветаева о семье своей коллеги и ближайшей помощницы ученого-египтолога Тамары Николаевны Бороздиной-Козьминой, мамы маленького Вадима, нуждавшейся в загородной даче.  Был близко знаком с великим пианистом Святославом Рихтером и стоял у истоков  фестиваля имени Святослава Теофиловича на тарусской земле.

«Когда шумят леса» - именно этот рассказ дочери Вадима Борисовича Юлии стал пронзительной памятной нотой, прозвучавшей в Тарусе на концерте  в день, когда не стало великого музыканта - 1 августа 1997 года.

Господь просто так не дарит людям лица. Вадим Борисович был потрясающе, пронзительно, аристократически красив – и телом, и душой. И оставался таким до самой кончины.

Его биография удивительна. До войны он успел поступить в Московскую государственную консерваторию на композиторское отделение, а в 1943 году был зачислен  в МГИМО – это был первый в СССР набор в институт международных отношений. Работал дипломатом в ГДР, главным редактором издательства «Международные отношения», а в годы перестройки вместе с писателем Юлианом Семеновым организовал первое в России советско-французское издательство «ДЭМ». Коллеги отзываются о нем как о необычайно чутком руководителе, давшем путевку в жизнь многим журналистам-международникам.

Занимая столь высокие посты, он умел оставаться самим собой, жил не по законам современного времени, а по законам собственной души и совести. Его маленький дом в Шишкино под Тарусой совсем не похож на дачу международного дипломата. Но он был свободным и искренним. Умел говорить с человеком так доверительно, будто тот – его давний друг. Вот и я, совсем не знавшая Вадима Борисовича при жизни, в полной мере ощутила это на вечере его памяти в доме Верзилиных.

Здесь собрались все, кто знал и любил его - скульптор по металлу Андрей Волков, профессор МГИМО, доктор философских наук, Алексей Шестопал, доцент Киевского политехнического университета, математик Юрий Бохонов, тарусские и московские художники и музыканты – постоянные участники знаменитой выставки «Картины на деревьях» Федор и Иннеса Помеловы, Виктория и Сергей Пелипенко Мария и Сергей Дрезнины, главный редактор журнала «Траектория творчества» Елена Тарусская, Галина Жукова и Наталья Верзилина, с семьей которой Вадим Борисович был дружен долгие годы, и многие другие.

Ощущение его присутствия не терялось на протяжении всего вечера. Оно сквозило в словах близких, в кадрах документального фильма авторства Светланы Азатовой, снятого телерадиокомпанией «Ника» в рамках проекта «Времена и судьбы».

Отвечая на вопросы ведущей, Вадим Борисович многое рассказал о себе сам. Например, о том, что, несмотря на аристократическую родословную, он чувствует себя обычным человеком, и это ощущение делает жизнь легче.  И о том, как в детстве спешил в тарусское музыкальное училище с нотной папкой под мышкой, занимаясь музыкой в поте лица по полтора часа в день. Дом, где он жил с семьей, соседствовал с Цветаевским, и находился на горе рядом с Воскресенским храмом.

- У нас в семье было спокойное и объективное отношение друг к другу и к миру. И что такое классовая борьба, нам было неведомо, - звучит с экрана его бархатный баритон, сопровождаемый звуками фортепиано.

Музыка постоянно звучала в его жизни. Вадим Борисович не стал пианистом, но фортепианные импровизации помогали ему, по его же собственному признанию, «раздвинуть мировосприятие». И такой разговор с инструментом, который обычно происходил у Вадима Борисовича в полном одиночестве, был ему жизненно необходим, помогая переосмыслить происходящее, ощутить себя вне времени. И одновременно - во всех временах сразу.

Он был верующим человеком, свято верившим в жизнь, в природу, подарившую эту жизнь. И в то, что человек не имеет права быть неблагодарным ей за это.

«Я болен любовью и нежностью к Юле» (о дочери); «Истинная красота – в добре, добро может быть только красивым. А счастье каждый ощущает по-своему», - так он отвечал на вопросы, которые ставил в «Интервью с самим собой», опубликованном в журнале «Траектория творчества».

По воспоминаниям друзей, он до конца своих дней сохранил неутомимую энергию, хорошо водил машину, любил скорость и очень удивлялся, почему при показаниях спидометра в 150 км/час в машине ощущается «какое-то дребежжание».

Его выставка «Картины на деревьях», проводимая в Шишкино ежегодно, начиная с 2009 года, - уникальная экспозиция в живом интерьере. А начиналось всё, по словам Вадима Борисовича, так:

- Однажды, после посещения картинной галереи, у меня возникла идея: а как будут выглядеть картины не на стенах, а на деревьях? Эта мысль перенесла меня в те времена, когда человек только вышел из пещер и стал рисовать на скалах. Выставка на деревьях – это возвращение на родину: в сад, в лес. Я приехал в Шишкино и понял, что такая выставка должна быть именно здесь. Через месяц случайно я познакомился с художником Федей Помеловым. Он произвел хорошее впечатление. Я поделился с ним своей задумкой и спросил, не хотел бы он участвовать в такой выставке? Он согласился и привез свои потрясающе красивые пейзажи из Европы - всего около 18 картин. Народу на первой выставке было мало – человек 8-10, но я понял, что на будущий год опять должна быть выставка.

Он готовился к проведению экспозиции и в этом году. Только не успел.

Но дело его продолжается - выставка состоится! Об этом и о многом другом позаботились друзья и близкие Вадима Борисовича.

Назначена дата – 12 августа. И сад в Шишкино уже готов, раскинув объятия-ветви, принять ценителей истинного искусства – того, которое так любил Вадим Борисович Козьмин-Бороздин.

Материал – Ирины ТОКАРЕВОЙ и Алексея ЗУЕВА.