Персона номера

Юрий Качнов: «Мне всю жизнь везло на хороших людей»

Случилось так, что о Юре Качнове я услышал от своей бабушки много-много лет назад. Помню, она восхищалась: «Надо же! В Барятине пятилетний мальчик по свадьбам на гармошке играет!»

Мне, в то время пятнадцатилетнему пацану, это показалось невероятным. Я сам тогда заканчивал музыкальную школу по классу аккордеона, но, честно говоря, свадьбу вести бы не смог, хотя мой учитель Алексей Васильевич Артёмов меня хвалил. А тут – пятилетний!

Мог ли я тогда предположить, что через 25 лет познакомлюсь с этим замечательным музыкантом, а его сестра станет моей женой? И сейчас, когда Юрий Качнов стал известным баянистом, хочу рассказать о нём не потому, что Юра – мой родственник, а потому, что другого такого баяниста я в своей жизни не слышал.

Юрий Викторович Качнов из тех людей, о которых говорят: «Боженька поцеловал!» Он родился в семье сельских учителей, бывших детдомовцев времён войны, Виктора Тимофеевича и Нины Никаноровны, которые тоже обладали музыкальными способностями: папа играл на мандолине, а мама – немного на скрипке, и прекрасно пела. А главное – потеряв семьи во время войны, они трепетно сохраняли свою, всегда находя время для общения с детьми.

Когда Юре было три-четыре года, ему в руки попала примитивная детская гармошка-игрушка. Я помню, что и у меня была такая. Сыграть на ней что-то, напоминающее музыку, было невозможно!  А у Юры каким-то невообразимым образом получалось извлекать из неё знакомые всем мелодии.

Папа заметил это и через год привёз из Москвы  настоящую гармошку. Тут можно применить журналистский штамп и сказать, что с этого момента в жизни пятилетнего ребёнка произошёл крутой поворот, определивший всю его судьбу.

Юра прирос к гармошке. Он с нею ходил, он с нею ел, он с нею спал. И уже через несколько дней барятинцы услышали, как из дома Качновых доносится то «Ромашки спрятались», то что-нибудь из русских народных песен.

Напоминаю: Юре тогда было пять лет! Конечно, на свадьбах, как утверждала моя бабушка, он ещё не играл, но люди часто зазывали его в гости и за «живую» музыку щедро одаривали сладостями.

Прошёл ещё год, и как-то вьюжным зимним вечером (Юра на всю жизнь запомнил эту сцену) папа вернулся из Калуги и внёс в дом с мороза приличных размеров чемодан. Это был небольшой, но настоящий, полноценный баян.

Папа объяснил, что клавиатура у баяна устроена по-другому, раскрыл самоучитель и показал, как играются гаммы на баяне. Пришлось переучиваться, и уже через неделю Юра свободно играл «Ивушку».

А дальше, как говорят - дело техники. Он и сейчас свободно играет на всех гармошках и баянах, подтверждая пословицу, что настоящий лётчик летает даже на том, что в принципе летать не может.

Получив в шесть лет баян, Юра научился быстро копировать мелодии с радио, с телевизионных фильмов, да и просто с голоса поющего человека. И если не удавалось с одного раза запомнить все подробности сложных вариаций, он принимался импровизировать. Получались аранжировки. О том, как ему впоследствии пригодилось это умение, я расскажу чуть позже.

Но даже гениальному человеку, чтобы постоянно не изобретать велосипед, нужен опытный наставник. И он нашёлся. Евгений Петрович Защепкин, директор местного клуба и прекрасный баянист, стал первым учителем Юры,  познакомив  его с азами  нотной грамоты и правильной постановкой рук. Вторым стал москвич дядя Миша Кожухов, который привозил ноты из Москвы и работал с Юрой уже более серьёзно. Разумеется, они занимались с ним бесплатно, сразу разглядев его талант.  Результатом помощи педагогов стал такой факт: в семилетнем возрасте Юра Качнов уже был аккомпаниатором  барятинского хора учителей. А это, пожалуй, посложнее, чем играть на свадьбах!

Конечно, не обошлось без курьёзов. На районный конкурс художественной самодеятельности хор для облегчения путешествия поехал без баяна, благо из Тарусы заверили, что хороший баян для их баяниста всегда найдётся. Но кто же мог предположить, что баянисту от горшка два вершка?

И вот, после объявления конферансье на сцене появился барятинский хор и баян с ножками. Головы баяниста видно не было, только ноги! Правда, справа от баяна иногда выглядывала детская голова, но публика подумала, что это для смеха.

И тут по знаку дирижёра баян заиграл. Заиграл так, что смешок в зале мгновенно погас. Заиграл, как казалось, сам собою. Это впечатление уже десятки лет складывается у многих зрителей, да и у меня тоже:  баян в руках Юрия Качнова играет сам. Баянист только слегка ему помогает.

А тот конкурс закончился успешно: призовое  (может быть  и первое – уже не вспомнить) место и шикарный подарок от директора совхоза Виктора Филипповича Артамонова: настоящий кожаный портфель по цене хорошего пальто.

Учась в средней школе, Юра продолжал совершенствоваться в своём искусстве. Была и самодеятельность, и свадьбы, и пробы сил в школьном ансамбле. В этот период очень помогли ему баянист из Лопатина Вячеслав Зубков и его супруга Раиса Викторовна. Более года ездил Юра к ним на уроки, перенимая зрелое мастерство. Но потом перед Качновыми встал непростой юридический вопрос: ведь в музыкальную школу юный музыкант не ходит, а значит, документ об умении играть на баяне не получит. И все дороги как баянисту для него будут закрыты.

На семейном совете приняли решение поступать в Тарусскую музыкальную школу. Как вы, наверное, уже догадались, со вступительными экзаменами у Юры проблем не возникло. А вот с дорогой…  Попробуйте два раза в неделю приезжать в Тарусу из Барятина, а главное – попробуйте вечером уехать обратно на раздувшемся от напирающих пассажиров переполненном автобусе!

Промучившись с полгода, будущий музыкант музыкальную школу оставил. Прошло время, и  после седьмого класса семья окончательно поняла, что Юра должен учиться музыке серьёзно и на всю жизнь. Летом было решено ехать в московское музыкальное училище имени Гнесиных.  Но там деревенскому парню намекнули, что не гоже лезть «со свиным рылом да в калашный ряд».

Но Виктор Тимофеевич не сдавался. Как я позднее убедился, никогда не сдаваться – это семейная черта Качновых. Поэтому вскоре Юра с папой поехали в Калугу, узнав, что там тоже есть музыкальное училище. И здесь случилось то, что в народе называют «промыслом Божием». В вестибюле училища они (случайно ли?) встретились с человеком, который направил жизнь баяниста Качнова в единственно возможную колею.

Это был, по выражению Юрия, великий музыкант, великий педагог, великий человек Михаил Александрович Ульянов, заведующий отделением в училище, солист всемирно известного ансамбля «Калинка». Узнав о цели приезда, Ульянов проводил их в класс, дал хороший инструмент и сказал: «Пусть парень освоится, привыкнет к инструменту, а я минут через сорок подойду». От этого человека веяло таким теплом и участием, что никаких минут не потребовалось. Юра сразу заиграл так, что Михаилу Александровичу всё стало ясно.

Я не буду рассказывать, как Ульянов поселил Юру в своей квартире, как, отзанимавшись с ним две недели (гастроли поджимали), велел приехать на зимних каникулах. Скажу о результате. Юрий Викторович Качнов стал единственным студентом училища, который не имел  документа об окончании музыкальной школы. Как потом выяснилось, в этом огромная заслуга и директора училища Евгения Семёновича Деревяшкина, который сказал педагогу: «Если ты уверен в нём, Миша, сделаем исключение и примем парня».

При этом Юра настаивает, что не был любимцем Ульянова. Просто Михаил Александрович относился с заботливым вниманием ко всем своим ученикам (хотя, пообщавшись позднее с Михаилом Александровичем, я понял, что педагог свою симпатию умело скрывал). Юра говорит: «Мне постоянно везло на хороших людей». И я понимаю, что вряд ли он стал бы таким удивительным музыкантом, если бы все перечисленные мною люди не приняли в нём самого горячего участия.

А теперь, как и обещал, расскажу, почему умение играть «на слух» очень помогло Юре на первых порах в училище. Дело в том, что в умении  играть по нотам он, конечно, не мог сравниться с выпускниками музыкальных школ. Раньше он копировал музыку по слуху, нотная грамота ему была не очень-то и нужна. Здесь же вся музыка трудная, неизвестная, и, будь добр, разучи её по нотам!

А по нотам он учил бы слишком медленно. Но Качновы никогда не сдаются! Он нашёл выход: просил старших ребят сыграть заданную ему для разучивания пьесу, а потом «на слух» воспроизводил её Ульянову. Конечно, хитрость через полгода раскрылась, но к тому времени Юра уже сам играл по нотам не хуже сокурсников.

После окончания училища Юрий был распределён в Дом культуры Калужского моторостроительного завода. А через год судьба его свела с выдающейся личностью, руководителем этнографического коллектива «Лазори» Галиной Ивановной Лупандиной. Ансамблю к тому времени было уже шесть лет. Юра пришёл туда в качестве концертмейстера–солиста, а потом, когда не стало Галины Ивановны, возглавил этот коллектив, и теперь выступает в нём вместе со своей женой Татьяной.

Да, ещё не надо забывать, что Юрий Качнов уже тринадцать лет является солистом оркестра МЧС по рекомендации того же Михаила Александровича Ульянова. Кроме того, Юрий активно занимается сольной концертной деятельностью. Тарусяне имели возможность за последний год трижды видеть его в различных проектах. А на концерты Юрия Качнова в Калуге надо ещё суметь пробиться!

О таких людях как Юрий Викторович Качнов можно рассказывать часами. Ещё раз заявлю, что равных ему  баянистов мне слышать не доводилось. И я имею право так говорить: всё-таки музыкальную школу, в отличие от Качнова, я закончил. Правда,  после того, как 19 лет назад впервые услышал игру Юрия, аккордеон в руки  больше не беру.

Сергей ЦЫГАНКОВ.