Выставка Елены Алексеевой проходит в Тарусе

Герои древних мифов ожили в Тарусе

Новая выставка в залах Московского союза художников не заставила себя долго ждать: как по взмаху руки сказочной Василисы Премудрой рассыпалась по залам красота и благодать посконных мотивов славянских древностей, воплощённых Еленой Алексеевой в современном вечернем наряде для изысканных красавиц. Фарфоровые украшения, созданные её руками, заслуживают интереса и внимания всех неравнодушных к утончённой красоте.
Художник обращается к стилистике и символике древних славян и скифов, передавая веками отточенные изображения птиц-грифонов, лебёдок, мифических жар-птиц через собственную трактовку. Это попадает в совершенно сказочную образность и превозносит современную женщину до былинного величия, ведь весь литературный фольклор посвящён ей!
В качестве одежды для торжественного случая Елена предложила оплечье, расшитое декоративными элементами из фарфора. История оплечья восходит к Византии, где оно было частью и мужской и женской одежды. Ещё раньше, на заре человеческой цивилизации, это было предметом одежды в древнем Египте. Оплечье имеет глубоко сакральное значение  – это символ солнечной системы, то есть космоса, в центре которого – человек.
Среди представленных экспонатов многие посвящены Тарусе. На нашей выставке представлены пояс, браслет, броши.

– Елена, что тебя связывает с нашим городом?
– Ой, не ожидала, что это такой непростой вопрос... (Задумалась). Таруса уже настолько вошла в жизнь моей семьи, что без неё уже нельзя. Мы постоянно приезжаем сюда и на Рихтеровский фестиваль и просто на отдых. Очень часто, даже знаешь как: «А не попить ли нам чаю в Тарусе?».  И прямо с ходу садимся в машину и едем. Да! Просто выпить чаю! Пройтись по набережной  – и домой… Для меня эта выставка в Тарусе  –  как добрый знак судьбы! Я счастлива, что мои работы выставляются здесь!

– Почему в твоих украшениях преобладает птица?
– Это из мифологии: Явь и Навь. Это мир земной и потусторонний, а птица, она и там и там. У многих, если не у всех славянских народностей, есть символ – уточка, как основа, начало бытия. То, что по мифологии многих народов, было у истоков создания мира.

Хрупкость фарфора  передаёт хрупкость мира и красоты.
Завораживающая нежность и беззащитность прекрасно ложится на внешность самого автора. Судьба её сложилась очень интересно: Елена Алексеева – успешный спортсмен, мастер спорта СССР по бадминтону, выступающий в международных соревнованиях и турнирах, востребованный тренер.
– Что же тебя сподвигло к творчеству?
– Прежде всего – это моё воспитание. В нашем роду во все времена девочкам давали прекрасное разностороннее образование: музыка, художественная школа, спорт, шахматы, и сколько себя помню, всегда была увлечена изучением национальной культуры: в поездках, в читальных залах, в музеях. Меня привлекали мотивы вышивок, керамика, музыка, устный фольклор. Но самое сильное воздействие на моё решение оказало поступление моей дочери в Гжельский государственный университет. Я так за неё радовалась и где-то досадовала на себя: «как жаль, что я тоже не могу стать студенткой творческого вуза!» И вдруг выясняю, что возрастной ценз при поступлениях в государственные учебные заведения упразднён. И мне ничто не помешает подать документы. Так я и поступила: выбрала факультет по теории народной культуры, но на втором курсе перевелась на декоративно-прикладное искусство, и стала заниматься фарфором.
– То есть ты выбрала свой новый путь не то что в сознательном возрасте, а уже в довольно зрелом?
– Я понимаю, что художнику необходим опыт, который нарабатывается с годами. Но знаете, что я поняла, обучаясь в Гжельском университете? Мне думается, что творческие профессии должны осваиваться взрослыми людьми, со своим жизненным багажом и собственным пониманием мира, со сложившимися раз и навсегда ценностями, когда мозги встают на место. Творчество – это огромная ответственность перед людьми. Училась с интересом, мне нравилось упорядочивать свои знания и применять их в собственном творчестве. Я пропадала в мастерских, догоняя свой художественный опыт.
– У каждого художника есть задача и сверхзадача, к решению которой он идет. Как у тебя с этим?
– Мне хочется внедрить, не только в моду, которая, как известно, очень капризна: сегодня модно, завтра нет, в обиход! В постоянный жизненный обиход – предметы одежды, украшения, орнаменты – чем пользовались наши предки. Я уверена, что через это мы получаем большую генетическую поддержку со стороны нашего рода. Нельзя, чтобы это было чисто музейным достоянием. Уверена, в этом гораздо больше смысла и значения.

Лена АРТО