Тарусские поисковики участвовали в Вахте памяти

                             МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНЁМСЯ…

 

      Вторая декада августа в этом году «порадовала» неровной погодой, – палящая жара чередовалась с грозами и проливными дождями. И именно на этот период пришлась основная работа очередной, юбилейной Вахты Памяти «Западный фронт. Варшавское шоссе», в которой впервые принял участие поисковый отряд «Тарусский рубеж», созданный в нашем районе пять лет назад.

Стоит отметить, что представительство в этой международной военно-исторической экспедиции было впечатляющим, – в ней приняли участие более шестисот поисковиков из многих уголков России, а также из Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы и Узбекистана. За пару дней в лесу у мемориала на Зайцевой горе вырос огромный палаточный город, в котором разместились сорок семь поисковых отрядов. Надо отдать должное организаторам, – функционировало всё это огромное хозяйство безупречно, поисковики были обеспечены всем необходимым, да и сами подготовились, что называется, «с запасом», – опыт предыдущих экспедиций научил всему…

      Нашему отряду этот выезд дал очень много. Участие в такой крупной акции само по себе говорит об определённом уровне подготовки и оснащения, случайных людей здесь не бывает. Но поиск – это та сфера, где учиться можно и нужно всегда. Обмен опытом, личное общение, возможность получить исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы у людей, посвятивших поисковому движению всю жизнь, – это дорогого стоит. В ходе проведения экспедиции за успехи в работе по поиску и увековечиванию памяти павших бойцов руководитель экспедиции, депутат Государственной Думы Российской Федерации, ответственный секретарь Поискового движения России Елена Цунаева вручила особо отличившимся награды за их бескорыстный и нелёгкий труд. Отрадно то, что в их числе оказался и член поискового отряда «Тарусский рубеж» Александр Проказов, награждённый Министерством обороны медалью «За отличие в поисковом движении» третьей степени.

      Работа экспедиции была очень плотной и насыщенной. За десятилетие выработался определённый порядок, в рамках которого каждый день был строго расписан и не похож на предыдущий. Почти военная дисциплина, ранний подъём по команде, теоретические занятия чередовались с практической работой на десяти выделенных участках, а после возвращения с раскопок проходили мероприятия культурной программы, – встречи с интересными людьми, Героями России, участниками СВО, концерты, презентации, работали несколько музейных экспозиций. Очень мешали дожди, но даже шалости погоды не останавливали поисковой работы, она продолжалась, и каждый день приносил что-то новое. До глубокой ночи в отрядах горели костры, подводились итоги, обсуждались планы, вносились корректировки, звенели гитары и звучали песни. Утро начиналось с общего  построения, на котором руководители экспедиции ставили задачи отрядам на текущий день.

      Очень отрадно было видеть множество молодых и совсем юных участников, некоторые ещё даже не достигли совершеннолетия, но стоит отдать им должное, – ни нытья, ни жалоб, на равных со взрослыми наставниками они со знанием дела работали на раскопах. Да, в короткие моменты свободного времени детство брало своё, и они превращались в обычных подростков, устраивали шутливые соревнования, бегали, играли, но в остальное время было в них что-то такое, чего я давно не видел в наших детях. На обучающих лекциях они очень активно задавали вопросы, участвовали в дискуссиях, живо интересовались новой информацией в поисковой работе, рассказывали о своих достижениях. После завершения акции «Свеча памяти», когда в темноте на плацу осталось гореть выложенное из тысячи свечей изображение летящего журавля, взрослые разошлись, а вот подростки ещё долго стояли плечом к плечу по краю площадки, глядя на мерцающее пламя, в абсолютной тишине, нарушаемой только раскатами грома от надвигающейся грозы. Мне кажется, поисковая работа что-то меняет в них, делает более целеустремлёнными, собранными, трудолюбивыми и бережными к исторической памяти. Трудно рассказать словами, – это надо видеть, чтобы понять. Тот самый случай, когда патриотическое воспитание не ведёт к каким-то показным, ритуальным действиям, нет – оно меняет отношение к жизни, и меняет, надо сказать, в лучшую сторону. В лагере было более двухсот детей-подростков самого проблемного возраста, но ни разу мы не услышали ни мата, ни дебильного гыгыканья по поводу и без, ни диких воплей, ни сигарет, – всего того, чем полны наши дворы… По итогам обучения двести восемнадцать участников успешно прошли тестирование и были допущены к поисковым работам. Командир нашего поискового отряда Максим Крюков тоже в свободное время охотно делился своими знаниями с подростками соседнего сводного отряда с Ямала, проводил с ними практические занятия по работе с поисковым щупом и металлоискателем.

      К концу экспедиции общими усилиями в восьмидесяти пяти раскопах было найдено пять медальонов и поднято сто двадцать пять бойцов,  два из них – в нашем активе, и уже одно это позволяет нам считать, что поездка не была напрасной. К сожалению, из пяти медальонов удалось прочесть только два, – время не пощадило хрупкую бумагу. Кто-то, наверное, скажет, что результат так себе, – всего-то чуть больше сотни бойцов за две недели работы такого количества поисковиков. Но так может рассуждать только дилетант, абсолютно не знакомый со спецификой поисковой работы. Поднять бойца, останки которого восемьдесят лет назад взрыв мины разбросал на площади в несколько десятков метров, которые неоднократно перерыли «чёрные» копатели в поисках артефактов, а потом природа щедро прикрыла разросшимся лесом – очень непросто даже чисто физически, особенно когда за шиворот льёт дождь, комары жалят даже сквозь одежду, а в ботинках хлюпает вода. И да, поисковики более чем кто либо, жалеют о том, что сделано так мало. На Зайцевой горе и в её окрестностях лежит, по разным подсчётам, от семидесяти до ста тысяч наших бойцов, и такими темпами работы хватит ещё на многие десятилетия…

     Экспедиция завершилась торжественным захоронением поднятых бойцов. Эта церемония всегда очень торжественна и трогает до глубины души, когда предаются земле останки тех, кто отдал жизнь за нас и наше будущее. Лучшим из лучших доверяется принять участие в последнем этапе, – останки бойцов на руках проносят через весь лагерь, по центральной аллее, по обе стороны которой в торжественном строю с флагами и в парадной форме стоит личный состав всех поисковых отрядов. После окончания траурного митинга и отпевания, под военный оркестр и оружейный салют по-военному чётко останки помещаются в братскую могилу, к которой потом все присутствующие  возлагают венки и цветы.

      Экспедиция завершилась. На торжественном закрытии Вахты Памяти честь спустить флаг Калужской области была предоставлена командиру поискового отряда «Тарусский рубеж» Максиму Крюкову, чей многолетний вклад в поисковое движение ранее также был отмечен высокой наградой, – медалью «Страж России».

      Последние дни погода благоволила к нам, пугала грозами, но дождей практически не было. Не надо было по утрам натягивать мокрую одежду, сырые ботинки и долго разжигать нещадно дымящий костёр. Всё позади. Мы отработали и вернулись. С чётким и осознанным желанием поехать ещё. Потому что павшие бойцы тоже ждут нас, ждут своего часа, чтобы вернуться…