Выставка Гогидзе в Абрамцево

Культурный слой

 

«Дорогами традиций. Русское резное дерево»

 

-под таким названием 3 августа в отделе художественных ремёсел музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка нашего земляка, замечательного мастера декоративно-прикладного искусства, реставратора Леонида Гогидзе. Выставка стала настоящим событием - как для знаменитой усадьбы, мощного центра русской культуры XIX-XX веков, так и для самого художника. Леонид Борисович — выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища имени В. М. Васнецова. В этом году исполнится ровно 50 лет, как он начал в этих стенах свой путь выдающегося мастера.

 

Хранитель духа абрамцевских мастерских

 

Сам Леонид Борисович признаётся, что для любого художника-прикладника открывать выставку в Абрамцево по ощущениям то же самое, что выставляться в Лувре. Видеть свои работы там, где обучались ещё учителя его учителей, мэтры декоративно-прикладного искусства, очень почётно. Год назад на тарусского мастера вышла директор отдела художественных ремёсел музея-заповедника Александра Анатольевна Грушко. Нашла его в интернете через музей семьи Цветаевых, где Леонид Борисович представлял свои произведения. Кстати, в своё время он помогал музею в реставрации старинной мебели и долгие годы остаётся его добрым другом. Организационные работы шли целый год, и вот — свершилось!

-Выставка получилась очень неординарной, - рассказывает художник, - там есть целый зал работ старых мастеров. Мастерская образовалась в 1880-х годах, основополжниками абрамцевско-кудринской резьбы стал выдающийся резчик Василий Ворносков и его последователи. И встать в один ряд вместе с ними — большая радость. Через столетье с лишним рядом с мастерами прошлого появились новые работы. Это преемственность поколений, это действительно очень важно.

Столярную мастерскую возглавляла Елена Дмитриевна Поленова, родная сестра знаменитого художника Василия Поленова. Она создавала для резчиков эскизы мебели и утвари, находя вдохновение в предметах из крестьянских домов. «Подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться», - писала она о задачах кустарной мастерской. Связь Абрамцево, усадьбы живописца Поленова Борок (теперь - Поленово) и, в конечном итоге — Тарусы, города художников и мастеров, осознаётся Леонидом Гогидзе в полной мере. В своих произведениях он объединяет пространство и время, переводя эти категории в тончайшее искусство резьбы по дереву. И всё его творчество, по словам одного их экспертов и гостей выставки в Абрамцево — «переосмысление прошлого в видении настоящего».

 

«Вжившись в то время...»

 

Эта незримая связующая нить очень чувствуется зрителем — выставка в Абрамцево вызвала большой интерес посетителей ещё в стадии монтажа. Работы Леонида Гогидзе — рукотворные шедевры, близкие и понятные каждому: тёплое дерево хранит память поколений и оживает в его руках. Изделия уникальны - мастер делает их не по эскизам, а по внутреннему наитию, «видя» их такими, какими они могли бы быть более века назад.

В своё время Заслуженный работник культуры РСФСР, директор музея-заповедника «Поленово» Наталья Николаевна Грамолина побывав в мастерской Леонида Гогидзе, сказала: «Занимайтесь. Я вам верю...» Можно сказать, благословила на вдохновенный труд. Сейчас сохранение наследия абрамцевско-поленовской темы стало в творчестве художника основной задачей.

-Что отличает изделия: идеальные, я бы даже сказал, деликатные формы. Они точны, как математическая формула: уберёшь знак, и всё посыпется, звучание пропадёт. В нюансах — смысл этих работ. Они не кричат: «Посмотрите на меня!», в них нет экспрессивной агрессии, которая может присутствовать в современном искусстве. Эта резьба интеллигентна. Именно в кажущейся на первый взгляд простоте, по моему мнению, — её величие, - говорит мастер.

На выставке в отделе художественных ремёсел музея-заповедника «Абрамцево» Леонид Гогидзе представил около 200 своих работ. Это резная мебель, бытовая утварь, настенные полки, блюда, мелкая пластика — деревянные скульптуры, сакральные произведения — иконы. Традиционная резьба играет в творчестве талантливого художника разными гранями и несёт зрителю свою утончённую красоту. «Своим творчеством мастер значительно обогатил практику абрамцевско-кудринской резьбы по дереву, украсил её авторским пониманием традиции, свежим художественным видением, ярким, поэтическим подходом к осмыслению материала, новыми идеями, темами и высокой культурой исполнительского мастерства», - отмечают организаторы выставки. Продлится она до 25 августа.

 

Наша справка:

 

Леонид Гогидзе родился в 1959 году в городе Дубна Московской области. В 1978 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В. М. Васнецова, отделение художественной обработки дерева, камня и кости.

 

По распределению молодой резчик был направлен в Дубну, работал в Объединённом ядерном институте оформителем спортивных сооружений. В преддверии Олимпиады трудился на олимпийских объектах «Москва-80», разрабатывал призы наградного фонда, оформлял бассейны, теннисные корты, местный стадион.

 

Как один из лучших мастеров Подмосковья изготовил сувенирный подарочный ковш к хоккейному турниру на приз газеты «Известия».

 

В 1981 году учился на курсах профессиональной переподготовки реставраторов при Дирекции объединения музеев Ленинградской области. В 1982 году работал художником-мастером Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) в Москве. Автор разработок перспективных коллекций изделий для предприятий народных художественных промыслов России, участвовал в формировании их современного стилевого развития.

 

В 1982 году в его жизни появилась Таруса. Работал ведущим художником-мастером в экспериментальной лаборатории резьбы и росписи по дереву Тарусского экспериментального завода, филиала НИИХП.

 

Несколько лет преподавал в Тарусском профессионально-техническом училище (сейчас — многопрофильный техникум), вёл курс резьбы по дереву.

 

Принимал участие в создании скульптурных композиций для оформления парковых зон в Тарусе, Протвино, Жукове, Кирове. Автор памятной доски изобретателю в области телефонии Павлу Голубицкому, установленной в Тарусе на здании Почты России. Разработчик товарного знака СКБ КП ИКИ РАН, где работал в 90-е годы - «Человек, прорывающий пространство».

 

В 1998 году работал на восстановлении иконостаса Свято-Троицкого собора города Моршанска. Участники реставрации были отмечены Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году в составе инициативной группы участвовал в изготовлении поклонных крестов при въезде в Тарусу.

 

Участник профессиональных художественных выставок с работами, относящимися к возрождению резной деревянной иконы и разными произведениями декоративно-прикладного искусства.

 

Работы Лонида Гогидзе находятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Ольга Коленова

Фото: страница Музей-заповедник «Абрамцево» ВКонтакте