Очерк об Александре Мачерете

Юрий Александрович Мачерет родился в 1944 году в Тбилиси. Его отец Александр Мачерет стоял у истоков советской кинематографии, внёс огромный вклад в развитие отечественного кино, был известным режиссёром, сценаристом.

Одним словом, будущий художник рос в атмосфере любви и творчества, огромное значение в его воспитании придавалось культурно-эстетическому вопросу. Мальчик рос добрым и любознательным. Это свойство он сохранил до сих пор.

Юрию Александровичу 80 лет. Он окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 г.» и Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, факультет живописи, мастерскую проф. Д.К. Мочальского. Член МСХ с 1977 г. Награждён медалью Академии художеств СССР. Постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных (Германия, Болгария, Италия, Греция) выставок. Работает в области станковой живописи.

Работы, представленные на выставке, поражают глубиной и масштабом художественного мышления.

С одной стороны, Юрий Мачерет представитель своего времени, своей эпохи, с другой –непревзойденный мастер метафоры и философского обобщения, создавший собственный язык в живописи.

Секрет его авторского стиля в том, что Юрий Александрович смело воспользовался выразительными средствами и приёмами кино и киномонтажа. Это ничуть не удивляет, ведь художник вырос в окружении кинематографистов, впитывая в себя все тонкости «самого главного из искусств».

В картинах «С неба на землю» (1992 г.) и «В траве» (2006 г.) Юрий Мачерет использует приём-ракурс, который часто, в повседневном обиходе, путают с точкой съёмки, но суть здесь в искажении (raccource с французского «искажённый» «укороченный»), что происходит при сильном приближении широкоугольного объектива: то, что находится непосредственно перед камерой, получается сильно увеличенным и стремительно уходит в перспективу, уменьшаясь в бесконечность, сообщая изображению динамику, и усиливает впечатление. У Юрия Александровича это нижний ракурс, и фигуры, изображённые на картинах, воспринимаются монументальными, и как будто на взлёте –вот-вот оторвутся от земли.

В картине «С неба на землю» автор так же применяет эффект знаменитой «вертушки» Урусевского из фильма «Летят журавли», что сообщает композиции ощущение подвижной воронки, «утягивающей» героев картины, играющих в мяч ребят, ввысь.

В других работах – «Прости и помилуй» (2016 г.) и «Маникюр» (2017 г.) художник воспользовался приёмом киномонтажа: совмещение двух самостоятельных фрагментов, можно сказать кадров, даёт третий смысл.

Картина «Прости и помилуй» – библейского содержания. В первой картине диптиха мы видим босые ступни и край холщового хитона, а на второй – ладони, прижатые к земле. Здесь не остаётся сомнения в том, свидетелем чего мы стали. Встреча со Спасителем.

В работе «Маникюр» тот же приём: два отдельных фрагмента.  На первом – портрет прекрасной дамы, сияющей молодостью и красотой, на втором – сморщенные старостью руки, на которых сохнет маникюр...  Горькое ощущение скоротечности женской красоты и жизни в целом.

Картину «Мы были рядом» (1995 г.) Юрий Мачерет посвятил последним дням жизни своего отца, который покинул этот мир в кругу семьи. Это печальное событие Юрий Мачерет передаёт, применяя «разбел», когда всё изображение уходит в пересвет. Это сообщает пронзительную ноту изображаемому сюжету, который замер стоп-кадром в памяти художника.

Юрий Мачерет – далеко небезызвестный художник, иллюстрации его работ очень активно публиковались в советской периодике, журналах «Юность», «Сельская молодёжь», «Работница» и «Крестьянка», в книгах и альбомах по современному искусству.

Просвещение в сфере культуры было поставлено с приоритетным размахом, и отрадно понимать, что картины художника Юрия Мачерета служили образцом высокохудожественного наследия.

Многие посетители выставки узнают эти работы. Особенно запомнился всем «Дачник» (1987 г.) – сцена у колонки, написанная автором с тонким юмором доброго наблюдателя: огромного роста детина пришёл к колонке набрать ведро воды, да так залюбовался летом, что не видит, как ведро наполнилось и вода проливается наружу.

Добрым юмором проникнута картина «Перекрестье» (1992 г.), где он изобразил себя с женой, (художник Марина Файдыш) за шуточной дуэлью на кисточках, а результатом этого «сражения» стал сын Андрей.

Особого интереса заслуживают пейзажные этюды Юрия Мачерета – умиротворённо спокойные, лишённые ярких цветов, притягивают внимание и долго не отпускают: зритель просто погружается в свои воспоминания, связанные с изображённым местом.

Юрий Александрович Мачерет, безусловно, глыба в нашем отечественном изобразительном искусстве, один из тех, кто своим творчеством заложил фундамент отечественной культуры, обогатив её и нас своим присутствием в этом мире.

Спасибо Вам, Юрий Александрович!

С юбилеем Вас!

Лена АРТО