О нештатных ситуациях в полетах рассказывает тарусянин

НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ В ПОЛЕТАХ

В мирное время Герой Советского Союза майор, далее подполковник авиации Георгий Иванович Амелин служил в особой авиационной дивизии, обслуживавшей членов правительства и Политбюро ЦК КПСС. Где только не побывал за годы работы в этом элитном соединении! С членами правительства много раз летал почти во все европейские социалистические и капиталистические страны. Много раз бывал в Японии, Китае, Монголии. Случалось, по нескольку недель не бывал дома, где оставались жена Нина Сергеевна с маленькой дочкой Светланой.

Но коммунист Г.И. Амелин — командир экипажа воздушного лайнера — честно исполнял свой служебный долг. Часто его пассажиром был министр иностранных дел СССР В.М. Молотов.

— Георгий Иванович, в период вашей службы в особой авиационной дивизии случались в полетах нештатные ситуации?

— Да, бывали. Порой мне казалось, что я у всевышнего на особом счету.

- Как это понимать?

- В годы войны я летал на бомбардировщике. Помогал нашей пехоте, артиллеристам, танкистам в наступлении на запад. Бывало, летали без прикрытия наших истребителей. Участвовал в воздушных боях с немецкими летчиками - истребителями. Сбил три немецких истребителя и четыре уничтожил на аэродромах. Случалось и мой самолет в воздушных боях выводили из боя, и я раненый делал вынужденную посадку на картофельном поле или на опасном лугу. Но мне всегда удавалось приземлиться на советской территории. Значит, мог прибыть в свой полк или в госпиталь. А если бы приземлился на оккупированной немцами территории, то... Немцы особенно не любили советских летчиков-бомбардировщиков.

И в мирное время были у меня в полетах неожиданные ситуации, опасные для жизни. Однажды пассажиром нашего лайнера был Вышинский — министр иностранных дел СССР (после В.М. Молотова). Он летел на Генеральную Ассамблею. На маршруте Берлин-Париж погода стояла хорошая, но ближе к Парижу собрались грозовые тучи. Вдруг в пропеллер самолета ударила шаровая молния. Все приборы сразу выключились. С высоты 3700 метров машина резко пошла на снижение, внизу вижу селения, ручьи, перелески, крохотные полянки. И хотя машина была неуправляемой, все же постоянно старался включить двигатели. Пришлось пережить очень неприятные минуты всему экипажу и нашему важному пассажиру. И когда вдруг заработали оба мотора, я успел выровнять машину совсем низко над землей. Все равно тревога не покидала до полного завершения полета.

Был и такой случай. С правительственной почтой мы летели из Берлина в Москву. Всю дорогу погода стояла прекрасная, но при подлете к Москве появились большие серые тучи. Диспетчер московского аэропорта не разрешил нам лететь по обычному западному коридору. Потребовал, чтобы летели по маршруту № 2. Значит, следовало сделать разворот и лететь на Москву с юга, со стороны Серпухова. Помню, летел я на высоте 3300 метров и видел в той стороне черную тучу. Передаю по рации диспетчеру: «Со стороны Серпухова вижу грозовую тучу тысяч на десять. Я выше шести тысяч не поднимусь». Но диспетчер настаивал лететь по коридору № 2.

Полетел в указанном направлении. С душевным трепетом вхожу в мрачную тучу. Почти сразу наш лайнер в стремительном штопоре понесся к земле. Значит, попали в «воздушную яму». Ухватился руками за штурвал, в полную силу старался выровнять самолет. Только под нижней кромкой облаков, в трехстах метрах от земли, сумел выровнять машину. Вот так швыряет тяжелое судно в грозовом облаке. После этого полета специалисты авиации долго обследовали лайнер, опасались каких-либо деформаций в корпусе.

Мне в том полете очень повезло, прямо улыбка судьбы, — продолжал Амелин. — А ведь в подобных эпизодах сколько было смертельных случаев! В марте 1956 года в газете «Красная Звезда» прочитал некролог о гибели дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Георгия Михайловича Паршина. Сообщалось, что он погиб при исполнении служебных обязанностей. В тот день майор Паршин испытывал новый самолет Ил-26. Во время полета вошел в грозовую тучу. Самолет попал в воздушную яму и штопором — вниз. Прославленный военный летчик-ас, испытатель погиб. И не одного опытного летчика постигла такая горькая судьба при встрече с грозовой тучей. Может и правда, что я на особом счету у всевышнего? - улыбнулся он.

Посещая малую родину, Георгий Иванович общался с журналистами Тарусской районной газеты «Октябрь», сотрудничал как общественный корреспондент. Непременно заходил в краеведческий музей, рассказывал работникам о своих новостях, делился с ними своими интересными документами, приглашал в гости в Москву. И они приезжали. С одной делегацией в его московской квартире побывал и автор этих строк. В делегации присутствовали: глава Тарусской районной администрации Юрий Викторович Нахров, директор музея Наталья Владимировна Зайченко, служащая учреждения Наталья Гавриловна Мольнар и журналист Игорь Гунченков. Мы навестили знатного земляка 7 мая 2009 года. Георгий Иванович радушно встретил нас, пригласил за празднично накрыл стол. Юрий Нахров вручил хозяину подарки. Мы поздравляли Георгия Ивановича с предстоящим праздником Великой Победы, в достижение которого он внес большой личный вклад и за достигнутые ратные успехи награжден почетным званием Героя Советского Союза. К этому званию прибавилось еще звание Почетный гражданин города Тарусы. В городе имеется улица имени Г.И. Амелина. В книге повестей И. Гунченкова «А за спиною родина», посвященной тарусянам Героям Советского Союза, опубликована повесть «Старты в небо» посвящена жизненному пути Г.И. Амелина. В краеведческом музее имеется много фотографий, различных документов Амелина, которые часто экспонируются на различных выставках.

Наш знаменитый земляк Теоргий Иванови Амелин умер в 2011 году в возрасте 90 лет. Похоронен в Москве.

И. Гунченков, журналист, краевед

На снимке (слева направо): Ю.В. Нахров, Н.Г. Мольнар, Г.И. Амелин, Н.В. Зайченко.

Фото И. Гунченкова. Май, 2009 года