В музее семьи Цветаевых новая выставка

«Приношение Пушкину»

-такое название носит выставка в музее семьи Цветаевых, посвящённая 225-летию со дня рождения великого русского поэта. Ни к одному поэту Марина Цветаева в своём творчестве не обращалась так часто, как к Пушкину. Он был её первой неизменной любовью, воплощением русского духа — и это поэтическое родство она пронесла через всю жизнь.

 

Портреты и книги

 

На выставке, первую экскурсию по которой блестяще провела экскурсовод Юлия Прохорова, представлены мемориальные предметы из фондов музея. Репродукция портрета кисти Кипренского когда-то принадлежала Анастасии Цветаевой, младшей сестре поэта. Она висела на одном из самых видных мест в её московской квартире. Анастасия Ивановна бережно остеклила бумажную репродукцию и сделала рамку к ней. Также здесь можно увидеть репродукцию гравюры с портрета работы Тропинина. Она была издана в приложении к «Крестному календарю» 1881 года. Рядом с известными портретами — работа современной художницы Евгении Кокоревой, выполненная по очерку Цветаевой «Мой Пушкин», дар автора музею.

 

Настоящая жемчужина экспозиции — том из собрания сочинений Пушкина. Посмертное издание вышло в свет в Петербурге в 1838 году, на следующий год после гибели поэта. Оно включало 11 томов и стало первым изданным собранием его сочинений в России.

 

Интересно издание «Мой Пушкин» - книга включила под одну обложку все пушкинские произведения Марины Цветаевой. Это автобиографический очерк «Мой Пушкин», эссе «Пушкин и Пугачёв», «Искусство при свете совести», отрывки из статей о Наталье Гончаровой, выдержки с цитатами Цветаевой из её писем и дневниковых записей. В подготовке этого сборника живое участие принимала дочь Марины Ариадна Эфрон.

 

Известно, что сын великого поэта Александр Александрович Пушкин, почётный член попечительского совета Екатерининского института в Москве (в этом учебном заведении обучалась, а впоследствии и преподавала Валерия Цветаева), бывал в доме Цветаевых в Трёхпрудном переулке. Он приходил с визитом к профессору Ивану Владимировичу Цветаеву. Эту встречу маленькая Марина запомнила на всю жизнь.

 

Пушкинская тема в творчестве Цветаевой продолжает вызывать интерес у литературоведов. К 200-летию Пушкина в Московском доме-музее Марины Цветаевой проходила большая научная конференция, по итогам которой был издан сборник докладов. С ним, а также с книгой  «Цветаева и Пушкин. Попытка прониконовения» Изы Кресиковой можно познакомиться на выставке.

 

Представлен здесь и большой альбом с материалами выставки «Пушкин и Филарет, митрополит Московский и Коломенский», проходившей в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве. Он открыт на развороте с портретами святителя и Елизаветы Михайловны Хитрово. Княгиня Хитрово, любимая дочь фельдмаршала Кутузова и духовное чадо святителя Филарета, принадлежала к кругу близких друзей поэта. Её супруг генерал-майор Николай Захарович Хитрово владел усадьбой Истомино близ Тарусы.

 

«Храни меня, мой талисман...»

 

О таинственной истории двух парных перстней-печаток, принадлежавших поэту и его музе, жене новороссийского генерал-губернатора светлейшей княгине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, рассказала директор музея Елена Михайловна Климова.

 

На портрете кисти Тропинина отчётливо виден перстень с сердоликом, подарок княгини на память об их романе, который Пушкин считал талисманом и никогда не снимал. Они переписывались и скрепляли свои письма одинаковыми печатями. Когда смертельно раненый Пушкин прощался с друзьями, он снял перстень и подарил его поэту Василию Жуковскому. Потом он достался по наследству его сыну, художнику Павлу Жуковскому. Тот передал его писателю Ивану Тургеневу, творчеством которого восхищался. Тургенев, в свою очередь, писал, что дар Пушкина достоин находиться у великого русского писателя Льва Толстого — но случилось непредвиденное. Подарок этот Тургенев так ему и не сделал, писатели рассорились.

 

Перстень в итоге оказался у музы и наследницы Тургенева Полины Виардо. Она совершила благороднейший поступок, передав печатку музею Пушкина в Санкт-Петербурге. Она стала ценнейшим экспонатом музея. Но незадолго до революции перстень пропал. Кражу совершил музейный служитель, посчитавший, что стоимость печатки невероятно велика. Вместе с ним пропал целый ряд предметов, которые впоследствии обнаружили - все, за исключением перстня. Старьевщик, которому вор сбыл его за совершенно смешные деньги, так и не был найден. Судьба пушкинского перстня не известна до сих пор.

 

Елизавета Воронцова намного пережила Пушкина. Незадолго до смерти она составила перечень предметов, которые она считала ценными для себя — от драгоценностей до совершенно бытовых. Но среди огромного списка дорогих её сердцу вещей парной печатки, на удивление, не оказалось. Пушкинисты долго искали упоминания о перстне в записях, но следов так не нашлось. Два кольца, свидетели романтической истории великого русского поэта и его музы, растворились в истории, оставив нам на память только изображения на портретах и свои оттиски на воске и сургуче.

 

Выставка в музее семьи Цветаевых будет интересна всем ценителям русской культуры.

 

Ольга Коленова

Фото автора