В Тарусе почтили память Паустовского

Мастеру Золотой розы

 

31 мая прошёл литературный праздник, посвящённый 131-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского. Каждый год Таруса вспоминает выдающегося писателя и своего почётного гражданина. Вспоминает памятью долгой и благодарной - как человека, в 60-е годы прошлого века буквально перевернувшего жизнь провинциального городка. Он не просто находил в Тарусе вдохновение, он любил её любовью действенной. Именно Паустовскому город обязан великими преобразованиями, случившимися здесь после его вмешательства. Участие писателя в судьбе Тарусы, по сути, определило её развитие на много лет вперёд.

 

Гений места

 

Паустовский как-то сразу стал для местных своим. «Всё чаще и охотнее всего я пишу о людях простых и безвестных — о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесных объездчиках, бакенщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях» - напишет он, имея в виду своих новых знакомых. В Тарусу он впервые приехал в апреле 1955 года. Поселился в крохотном неказистом домике на краю речного обрыва. И понял, что в Москву его совершенно не тянет.

 

Писатель полюбил городок с его чистейшим воздухом и широкими речными просторами. Его супруга Татьяна Алексеевна обустроила три комнатки-кельи в их половине дома, высадила прекрасный сад. В тени деревев до сих пор прячется деревянная беседка, где Константин Георгиевич подолгу работал. В окно его кабинета весной стучались ветви сирени, а буквально в нескольких шагах от дома несла свои воды речка Таруска. Где-то там, вверх по течению, в прибрежных зарослях прятался воспетый им Ильинский омут.

 

Но вот что не давало писателю жить спокойно, так это вопиющая коммунальная запущенность города и варварское уничтожение его природных богатств. Уже через год он пишет свои знаменитые «Письма из Тарусы» в центральную газету «Правда». В них он прямо и громко, на всю страну, заявил о проблемах подмосковного городка. Можно сказать, «вынес сор из избы» - и не побоялся последствий для себя. И случилось чудо. Паустовского не просто услышали и поняли «на самом верху». Вопрос о судьбе Тарусы обсудили на Совете министров РСФСР! И выделили финансирование, запредельно огромную сумму, на городское благоустройство.

 

Благодаря знаменитому писателю в Тарусе был проведен водопровод, построена трансформаторная подстанция, бесперебойно обеспечивающая электричеством город и окрестные колхозы. Были расширены баня и больница, построены гостиница и КБО. Появилась качественная асфальтовая дорога до Калуги. В одном из очередных писем он с радостью констатировал, что «Таруса закрепляет два новых своих лица — города художников и города отдыха». Не такой ли она, признанный «Литературный город России», стала в наши дни? Да, это Паустовский еще в далекие шестидесятые почувствовал душу Тарусы и понял, пути её дальнейшего развития. Сам он, кстати, никогда не подчёркивал своей роли в преобразовании города. С ним он был связан на протяжении 13 лет, а 30 мая 1967 года писателю присвоили звание «Почётного гражданина».

 

О Паустовском-писателе и Паустовском гражданине говорили на мемориальной акции, которая прошла на старом городском кладбище. Здесь писатель, согласно завещанию, нашёл вечный покой. Его могила находится на высоком берегу речки Таруски. Некоторые старожилы ещё помнят пожилого человека, который неторопливо прогуливался на её берегах с удочкой.

 

Праздник открыла директор музея-центра Паустовского в Москве Анжелика Дормидонтова. С приветственным словом к гостям обратился руководитель Тарусского района Михаил Голубев. Вместе с гостями из Калуги, заместителем губернатора Ольгой Ивановой и министром строительства и ЖКХ Вячеславом Лежниным он возложил на могилу писателя цветы. В исполнении победительницы регионального фестиваля-конкурса художественного чтения тарусянки Анастасии Брудниковой прозвучал отрывок из сказки Паустовского «Стальное колечко». Настя занимается в театральной студии «Пульс» у педагога Ольги Исаевой. Слово о Паустовском сказали известный писатель-тарусянин Сергей Михеенков и заместитель председателя Союза краеведов России, учёный-географ Юрий Веденин.

 

А потом светло и печально пела скрипка в руках Льва Масловского, солиста государственного квартета им. П.И. Чайковского. Его выступление под сенью вековых деревьев уже стало традицией праздника. «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок. Я приму эту улыбку как величайший и незаслуженный дар и унесу ее в тот непонятный мир, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная»...

 

Картины, фильмы, музыка

 

Гости праздника навестили дом Паустовского (сегодня он единственный мемориальный в России) и прогулялись по чудесному саду. В это время года сад особенно прекрасен, многие растения здесь — потомки тех, что высадили ещё при Константине Георгиевиче. Приёмная дочь Паустовского Галина Алексеевна Арбузова провела экскурсию. Все, кому посчастливилось её услышать, говорят, что так как рассказывает она, не рассказывает больше никто. В доме её стараниями всё сохранено в полной неприкосновенности, так, как было при Паустовском. Поэтому дом очень тёплый и живой. Кажется, что писатель лишь на минутку вышел и скоро вернётся в свой кабинет, за письменный стол.

 

В музейно-краеведческом центре «Дом Позняковых» открылась выставка живописи Юлии Хотян «Моя Таруса». Открытие совпало с праздником, и это не случайно: на полотнах художницы запечатлена та самая «уходящая Таруса», которую мог видеть Константин Георгиевич. Тенистые уголки старых двориков, бревенчатые дома, живописная окская излучина, полевые дороги, которые уводят за горизонт — это признание в любви городу, в который продолжаешь возвращаться всю жизнь.

 

Для художницы Таруса — давнее место силы. Ей хочется поймать и передать красоту города, уходящее время, которое живёт в низких домах с цветущими полисадниками. Эти потаённые уголки невероятно живописны, их, по признанию Юлии Хотян, просто невозможно не рисовать. Все места, изображённые на работах, так или иначе связаны с Паустовским и его восприятием Тарусы. Он тоже ходил по этим улочкам и также ими любовался, как и великолепными тарусскими пейзажами.

 

В фойе киноконцертного зала в рамках праздника открылась выставка «Москва — вечный город. Столица в жизни и творчестве Паустовского». На ней представлены редкие фотографии старой Москвы, города в котором родился писатель и с которым были связаны важные события его жизни, и уникальные документы. Он много путешествовал по России, но оставил много нежных признаний в любви столице. На выставке можно познакомиться с ранним стихотворением Паустовского, посвящённым Москве, с уникальными фото Москвы, какой она была во времена писателя. Некоторые фото сотрудники московского музея с удивлением обнаружили, готовясь к выставке — например, какой вид открывался из окна квартиры Паустовского на Котельнической набережной. Или редкие фото Лефортовского военного госпиталя, куда молодой писатель отвозил раненых во время его работы кондуктором трамвая.

 

В рамках праздника прошёл показ двух короткометражных художественных фильмов по произведениям Паустовского. «Старая песня» (2022) по мотивам рассказа «Колотый сахар» режиссёра Елены Чач и «Телеграмма» (2021) по одноимённой новелле режиссёра Юлии Горбачевской.

 

«Старая песня» - попытка осмысления режиссёром проблемы столкновения поэзии и реальности и отклик на это человеческой души. Фильм снимали в Карелии, он стал дебютной режиссёрской работой Елены Чач в игровом кино. Режиссёр призналась, что выросла на книгах Паустовского. Съёмочная группа искала старый северный дом с высоким крыльцом и снимала фильм во время белых ночей в Карелии, стараясь сохранить атмосферу рассказа. В фильме снимались и профессиональные актёры, и местные жители.

 

«Телеграмма» Паустовского когда-то так поразила легендарную Марлен Дитрих. Широко известна фотография, где звезда кинематографа стоит на коленях перед смущенным Паустовским на сцене театра эстрады. Роль Катерины Петровны блестяще исполнила Народная артистка РСФСР Ирина Купченко. Она сразу же согласилась играть в малобюджетной короткометражке. О работе над фильмом рассказал его режиссёр Юлия Горбачевская. Съемки проходили в Тарусе, в деревянном доме на одной из тихих улиц.

 

Завершился праздник Паустовского концертом «Песнь о лесах». Звучала художественная проза и музыка Чайковского, Танеева и Гречанинова. Исполнители — лауреаты международных конкурсов Лариса Лазарева, Елеман Ернур, Галия Жарова и Светлана Аптекарь-Айнагулова.

 

Ольга Коленова