«Тарусский рубеж» воскрешает память

«Тарусский рубеж» воскрешает память

 

Идея создания поискового отряда «Тарусский рубеж» возникла у его командира Максима Крюкова, который получил бесценный опыт работы в знаменитом московском отряде «Победа» под руководством бывалого поисковика-афганца Сергея Щербинина и Александра Проказова, замкомандира, который работал с молодёжью по православной линии.

Сегодня Александр Проказов расскажет читателям о том, как всё начиналось и о работе отряда.

- АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, СКАЖИТЕ, ДАВНО ЛИ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ ПОИСКОВОЙ РАБОТОЙ?

– Наш поисковый отряд «Тарусский рубеж» довольно молодой. Он создан всего лишь четыре года назад. Входит в региональное поисковое движение.

- СЛУЧАЛИСЬ ЛИ С ВАМИ ИСТОРИИ, ОПАСНЫЕ ИЛИ ЗАПУТАННЫЕ, КОГДА КАЗАЛОСЬ, ЧТО ВЫХОДА НЕТ?

– Да сплошь и рядом. Опасные истории в нашей работе происходят практически  каждый наш выезд. Мы работаем с взрывоопасными предметами и в ходе поисковой работы очень часто обнаруживаем неразорвавшиеся снаряды, мины, ручные гранаты. Все мы обучены, как действовать в случае обнаружения опасных снарядов, и последовательность наших действий осуществляется строго по существующему законодательству: сообщение в полицию, вызов сапёра. Перед каждым выездом члены поискового отряда проходят инструктаж, а места проведения раскопок в обязательном порядке согласовываются с администрацией и с органами МЧС. Ежегодно поисковикам выдают разрешение на ведение поисковых работ.

Была и запутанная история, но, в конце концов, мы докопались до истины.

Есть сведения и очевидцы, что в 1941 г. в д. Сутормино сбит советский самолёт, погиб наш лётчик. Установить личность не удалось. Местные жители похоронили его у разбитого самолёта. Поисковики заинтересовались. В Тарусском районе бои шли девять дней, и больших сил не было задействовано, воздушные бои  –  это не про нас.  Оказалось, что в Тарусском районе были потери 178-го истребительного авиационного полка, который базировался около Серпухова. Потери с 24 октября и по конец декабря 1941 г. мы нашли в открытом доступе журнал боёв действующего полка, выяснили, что погибли четыре лётчика.  Была информация, что это истребитель И-16. Других авиаполков рядом не было. Поисковики вычислили всех лётчиков с И-16, которые погибли. Удалось установить двоих, которые вылетали на боевое задание и не вернулись. Это один лейтенант и сержант  Махов. Долго бились, кто из них двоих мог быть. Нашли в списке захороненных на Красной горе в Серпухове на воинском мемориале фамилию лейтенанта среди погибших. Остался один – сержант Махов. Отправили на него запрос, и пришло личное дело, официально, за подписью и на бумажном носителе с его автобиографией. Был указан налёт часов, на каких самолётах летал, его комсомольская характеристика.

Один меценат на свои средства решил изготовить и поставить  памятник на месте сбитого самолета в виде крыла. И когда поехали выравнивать площадку для памятника, решили ещё раз просмотреть  металлодетектором  место падения. Подняли несколько фрагментов обломков, среди них боеприпас и  снаряд от авиационной пушки ВЯ-23. Такие пушки никоим образом не могли быть установлены на самолёт И-16. Ими вооружались только ИЛ-2 (летающая крепость – легенда ВОВ). Откуда ИЛ-2 в Тарусе? Потом подняли ещё фрагменты, и сомнение усиливается, что это И-16. Нашли шильдик с клеймом «сентябрь 41 г.», свежий, с завода.

В России есть специализированное сообщество «Тризна». Они работают только по самолётам и накопили огромный багаж знаний, систематизировали очень большой объём информации. Собрав все фрагменты, мы сфотографировали обломки и направили им. Ребята, помогите! Не прошло и шести минут, как командир этого поискового объединения подтвердил, что это ИЛ-2 65 штурмового авиаполка. По журналу боевых действий каждый день до 200 немецких «юнкерсов» летали  через нашу область бомбить Москву. Чтобы чем-то «затыкать» эту громадину, было принято решение снять с Волховского фронта опытных и успешных лётчиков. Их спешно вооружили новыми ИЛ-2 и создали обособленное подразделение, так называемый 65-й штурмовой авиационный полк и ввели в подчинение полковнику Сбытову. Полк базировался в Москве и по распоряжению вылетал на боевые действия. В боевых доносах упоминаются населённые пункты: Кремёнки,  Волковское.  Именно Ил-2 потерпел крушение в 41 г.

Благодаря дневнику похода 1988 г. выяснили, что останков захороненного лётчика нет в д. Сутормино. Ребята ещё в 1988 г. нашли очевидцев тех событий, которые подтвердили, что останки были перезахоронены несколько раз. В итоге неизвестный лётчик, так и оставшись неизвестным, покоится в братской могиле возле школы №1 в Тарусе.

Случаются ошибки, к которым надо быть готовым и не терять силы духа, продолжать работу дальше.

 

- А БЫЛИ ЛИ ТАКИЕ ИСТОРИИ, В КОТОРЫХ, НАОБОРОТ, СКЛАДЫВАЕТСЯ ВСЁ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ?

 

- Да, такая интересная история в нашей деятельности произошла недавно. В районе  Харькова молодой человек, любитель приборного поиска, обнаружил на месте кровопролитных боев, так называемых «харьковская катастрофа», родильный серебряный медальон, на котором выбито имя Изотов Михаил Илларионович и дата рождения. Изотовых в базе данных оказалось всего два человека – и оба по архивам пробивались как  уроженцы Тарусского района. Этот харьковчанин в социальных сетях во ВК опубликовал фото медальона. Мы, поисковики, зацепились за это дело и своими силами решили установить, кому принадлежит медальон. Послали запрос, установили, что Илларион действительно жил в Тарусе, на ул. Ленина, 4,  сохранилась запись в метрических церковных книгах. Сын его был уроженцем д. Кореево Тарусского района Барятинского сельского совета. На момент начала войны был уже кадровым офицером, прошёл войну с самого июня 41-го и трагически завершил в 1944 г. Был командиром взвода и погиб на территории Латвии, там и захоронен. Его взвод в одном бою уничтожил 60 немецких солдат. А этот медальон,  судя по всему, потерял на харьковщине. Глава Барятинской сельской администрации Валентина Ивановна подняла старожилов, и через полчаса телефонный звонок:  «Есть, нашлась бабушка 90 лет, живёт в Петрищеве, Анна Ивановна, внучатая племянница Михаила Илларионовича. Она помнит его, будучи семилетней девочкой». И когда ей сказали, что нашли, она кроме слов «Миша, Мишенька, сынок», ничего не смогла произнести, и полились слёзы. Для неё,  с высоты её возраста, он остался  молодым. Осталось только вернуть медальон из Харькова. Летом удалось встретиться с этим молодым человеком,  и он передал медальон, который был привезён  в Тарусу. И уже делегация: поисковики, глава администрации посетили бабушку и вернули ей медальон. 80 лет прошло – и получается,  солдат вернулся с фронта.

 

– АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, А КАКОЙ ПРОЦЕНТ УДАЧИ, ВЕЗЕНИЯ В ДЕЛАХ ПОИСКОВИКОВ ПРИ УСПЕШНО ПРОВЁДЕННОЙ ОПЕРАЦИИ?

 

– Представьте себе лесочек, ничем не примечательный совершенно, очень много тропинок. Шли по лесу, зафонил металлоискатель, копнули – штык от винтовки Мосина торчит, стали ходить, обследовать территорию по спирали, что называется, улиткой, и уже разочаровавшись, что ничего не можем найти, я присел на пенёк, а ко мне подходит Алексей Горелов и говорит: «Ну, что, всё на сегодня?». И лопату так в землю вогнал, что раздался характерный звук железа о железо. Начали копать – выходит винтовка Мосина со всем боекомплектом. Доля везения в нашем деле, конечно, есть!

Есть у нас и суеверные товарищи, которые перед каждым делом закапывают монетку в землю, чтобы хозяин леса принёс удачу.

 

– ЧТО НУЖНО, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТОБЫ ДЕЛО РАЗВИВАЛОСЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЛИСЬ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

            – Нужно уже задумываться над тем, чтобы готовить достойную смену. Дай Бог, чтобы за нами пошли другие. Наша Тарусская земля до сих пор нашпигована огромным количеством военного железа. Работа кропотливая, и  поисковикам хотелось бы больше к ней привлекать людей, в основном, конечно, молодёжь. С 2011 г. в Тарусе действует  Успенский православный лагерь, руководителем которого являюсь я. В 2019 г. была организована смена «Тарусские рубежи» для ребят из школ №1 и №2, мальчишки восьмых-десятых классов, десять человек. Лагерь был военно-патриотического направления со строгим распорядком дня. В течение  двух недель ребята изучали устройство  металлодетектора, автомата, команды (направо, налево развод и т.д.), знакомились с раскопками. Несколько занятий было посвящено выездам в поля. Не передать, какое было счастье в глазах мальчишек, когда звенел металлодетектор: «Пи…пи…пи..!». А потом заваливают кучей вопросов. Для ребят был разработан интерактивный компьютерный тест по освобождению Тарусского района. Задача стояла их заинтересовать. Один вопрос по Чапаеву…  Кто бы знал, что сын легендарного комдива гражданской войны Василия Ивановича Чапаева,  первый свой орден Красного знамени получил именно в Тарусском районе, за освобождение Тарусского района. Александр Васильевич Чапаев, будучи капитаном Красной армии, командовал артиллерийским дивизионом. Он прямой наводкой расстрелял атаку немцев в д. Льгово 19 декабря 1941 г.

             Эта работа если уж забирает, то забирает навсегда и без остатка!

 

Беседовал ученик Некрасовской школы Сергей Поваров