Живая вода доктора Стефановского из Тарусы

Круглогодичный бальнеологический санаторий «Краинка» - место силы на карте Тульской области. Целебные свойства местной воды стали широко известны в середине XIX века. Краинку называли «тульским Пятигорском»: сульфатные, кальциево-магниевые воды и торф помогали в лечении органов пищеварения, кровообращения, дыхания. Курорт переживал годы расцвета и полного забвения, умирал и возрождался вновь. Почти двухсотлетняя его история связана с именем удивительного человека, приложившего немало сил, чтобы лечебная вода приносила пользу людям. Уездный доктор Пётр Васильевич Стефановский, первым обративший внимание на лечебные свойства источников и доказавший их эффективность, жил и работал в Тарусе.

 

Целебная, доходная

 

Пётр Васильевич Стефановский родился на Украине в городе Конотопе в 1814 году. Учился у знаменитого Пирогова и даже получил от него приглашение работать над диссертацией. Однако от лестного предложения отказался и уехал из столицы. В июле 1843 года по окончанию Московской медико-хирургической академии, приступил к работе врачом в городе Лихвине.

 

Однажды молодой доктор Лихвинского уезда поехал в деревню к больному крестьянину. Возвращаясь в город, остановился накормить лошадей возле деревни Краинка. День был жаркий, кучер распряг повозку. Стефановский пошел прогуляться по окрестностям, и вдруг почувствовал резкий запах серы. Врач сбегал за лопаткой, начал копать и попал на серный источник. Так, в мае 1844 года, вблизи города Лихвина Калужской губернии (сейчас — город Чекалин Тульской области) началась история известного курорта.

 

Воодушевлённый Стефановский установил, что вода чрезвычайно полезна и решил заняться лечением больных. Владелец усадьбы помещик С.А. Яковлев строит близ источников купальню с бассейном и печи для подогрева воды, здание отпуска сероводородных и грязевых ванн (иловая грязь добывалась со дна небольшого водоёма). Уже через год помещик получил от медицинского департамента разрешение на открытие курорта «Лихвинские минеральные воды». Летом 1847 года профессор Харьковского университета Эйнбродт произвёл подробный химический анализ воды и подтвердил её силу, сравнимую с знаменитыми кавказскими минеральными водами.

 

Курорт начал приносить Яковлеву немалый доход. Появились гостиница и зал для лекций, выставок и концертов - лечение было дорогим и приезжали сюда люди далеко не бедные. В 1850 году Пётр Васильевич Стефановский отправился в Петербург хлопотать о передаче санатория государству под покровительство великого князя Константина Николаевича. Помещику это, разумеется, не понравилось: доктор с его прогрессивными идеями — как можно больше пациентов должны получить здесь помощь - грозил развалить успешный «бизнес».

 

В отсутствие доктора помещик явился на курорт, заявил, что серных ключей в источниках осталось мало и приказал пополнять их водой из речки. Пораженный таким решением Стефановский крупно ссорится с Яковлевым и покидает Краинку. Помещик вызвал других врачей, но дело не пошло. Постепенно больные перестали приезжать, курорт опустел. Позже источники были закрыты дубовыми досками, засыпаны землей, а здания разобраны...

 

Шли годы. Первооткрыватель краинских вод доктор Стефановский продолжал служить уездным лекарем в разных городах Калужской губернии — Калуге, Перемышле, Козельске. О своем любимом детище — водолечебнице - он не забывал никогда.

 

Тарусский след

 

Уникальные сведения о докторе сохранил Михаил Борисович Плущевский (г. Москва), его прямой потомок. Современники вспоминали, что был он небольшого роста - старичок с красивым лицом и строгим нравом. Детей воспитывал в духе преданности Родине, прививал любовь к простому труду. В семье Михаила Борисовича бережно хранятся личные вещи и документы, рассказывающие о жизни и деятельности земского доктора.

 

В «Московской медицинской газете» в 1858 году Стефановский с горечью писал о произволе помещика Яковлева и указывал, что «власть владельца иногда распространяется даже на указания того врача, у которого больные должны лечиться». В Тарусе Петр Васильевич служил четыре года (с 1873 по 1877) в должности уездного лекаря. В нашем городе уже пожилой доктор закончил свою врачебную деятельность и по прошению вышел в отставку.

 

Время ему досталось очень непростое. В 1870 году в Тарусе бушевала эпидемия холеры. В Калужском государственном архиве сохранились две его служебные записки - в них доктор делится с коллегами данными о числе заболевших и вылечившихся пациентов и рапортует, что очередная вспышка смертоносной холеры в Тарусском уезде погашена.

 

Имя Стефановского в Тарусе практически не известно. Между тем, память о нем хранит «красное» двухэтажное здание бывшей земской больницы на улице Карла Либкнехта. Шаги доктора помнит чугунная лестница, которая сохранилась до сих пор, а в одном из окон, возможно, когда-то теплился свет его лампы.

 

Краинка. Не конец

 

После отставки Стефановский с семьёй окончательно поселился в своем имении в деревне Афанасьево близ Перемышля. Однажды, как вспоминал его сын, доктору захотелось посмотреть, что теперь из себя представляют целебные воды. Он отправился в Краинку, но картина предстала ему печальная. Всё было разрушено, источники заглохли. Местные крестьяне, кстати, очень обрадовались, подумав, что доктор вернулся и опять будет их лечить.

 

На другой день после возвращения домой пошли будить Стефановского и обнаружили его седым, как лунь, стариком. Доктора разбил паралич, после которого он не мог двигаться без посторонней помощи. Возили его в специально заказанном кресле. Умер Пётр Васильевич в 1887 году в возрасте 73 лет в муках «антонова огня», гангрены, развившейся на ноге. Похоронен в Калуге на Пятницком кладбище, слева от алтаря церкви Петра и Павла.

 

В 1898 году источники обследовал московский профессор Залесский. Он убрал деревянные щиты, давным-давно установленные помещиком и обнаружил действующую скважину. Профессор утверждает, что полезные качества воды сохранены и настоятельно рекомендует восстановить лечебницу. Но впереди были Первая мировая, потом — революция и гражданская война, потом о курорте, наконец вспомнили. При советской власти он постепенно возродился.

 

Сейчас в Тульской области работают санатории «Краинка» и «Лихвинские воды», открытый в 2010 году. Тульский бренд переживает свое второе рождение. Для лечения пациентов здесь по-прежнему используют местные целебные источники и торф. И, конечно, многие из нас любят минеральную лечебно-столовую питьевую воду «Краинская». Теперь вы знаете ее историю.

 

Ольга Коленова

 

Фото из личного архива Михаила Плущевского и открытых источников