У центра Тарусы появился мастер-план

Документ стратегического пространственного планирования города презентовали его авторы – архитектурное бюро «Рождественка»

 

Образ города

 

Во вторник состоялась встреча руководства района и города с представителями Управления архитектуры и градостроительства, Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области, специалистами-архитекторами и представителями общественности. Авторы проекта Наринэ Тютчева и Пётр Попов рассказали о результатах своего масштабного исследования центра города и представили его итог – мастер-план с визуализацией.

 

Мастер-план центра необходим для участия в следующем году во Всероссийском конкурсе лучших проектов туристического кода, который проводит Минэкономразвития. Максимальный грант, который можно получить, – до 250 млн рублей. Коллегам Тарусы по Ассоциации малых туристских городов России, городам Угличу, Суздалю и Елабуге это уже удалось, так что у нас есть все шансы. Кроме того, мастер-план – это попытка понять, что ценное исторический центр должен сохранить и какой ещё ресурс есть для его развития.

 

Авторы проекта сопоставили генплан города 1777 года, разработанный архитектором П.Р. Никитиным и утверждённый указом Екатерины II, и нынешнее пространство исторического центра. Ось симметрии – Петропавловский собор – современный киноконцертный зал «Мир» задавала ритм всему городскому пространству. Регулярная планировка «екатерининского» плана по-прежнему читается, фрагментарно сохранился фронт застройки по исторической красной линии. Значительные изменения коснулись планировки центральной площади.

 

В работе проведён анализ исторических фотографий: что сохранилось, что утрачено, как изменился вид некоторых зданий со временем. Так, например, здания, которые сейчас отштукатурены и окрашены, раньше представляли собой краснокирпичную застройку с белыми декоративными элементами – карнизами и наличниками – и определяли стиль старого города. Подробный ландшафтно-визуальный анализ показывает и проблемные места. Это стихийные парковки, нерегламентированные «кричащие» вывески, линии электропередач и другие моменты, нарушающие визуальное восприятие города.

 

Особое внимание авторы проекта уделили объектам культурного наследия в центре города. У всех них, кроме здания Соляного амбара (конец 18 века), отсутствуют границы территории ОКН. Большая часть объектов ценного каркаса вообще не имеет охранного статуса. С точки зрения возраста зданий, почти 60 процентов объектов были построены после 1991 года, и, к сожалению, многое уже утрачено. К ценной застройке относятся здания 19 века: их нужно обследовать и определять степень сохранности. Так, часть улицы Ленина и Октябрьской – это практически полностью сохранившийся архитектурный ансамбль.

 

В исследовании центра дан интересный анализ морфотипов исторических зданий: это дома купеческие, крестьянские, дома общественные и уникальные, собор, здание госбанка, здание «красной» земской больницы, торговые ряды, пожарная часть. Все они подробно описаны, зафиксирован их внешний вид. Есть в центре Тарусы и так называемые недоступные территории: участок бывшей городской бани и внутренние дворы со стороны улицы Декабристов, между улицами Октябрьской, Луначарского и Ленина. Это нераскрытый пространственный ресурс, который в будущем потребует преобразований.

 

Каким может быть центр

 

В мастер-плане представлена концепция направлений, по которым, по мнению авторов, мог бы в будущем развиваться исторический центр. Это воссоздание торговой галереи на площади, освобождение храма от пристройки в виде картинной галереи с перенесением её в выстроенное в рамках генплана 1777 года здание неподалёку. Авторы считают возможным рассмотреть воссоздание утраченных элементов собора Петра и Павла – ограды и врат.

 

Территорию пожарной части (её уже планировали перенести в другое место пару лет назад) можно использовать как новое культурное пространство – музейное или творческое. Согласно мастер-плану, есть возможность поработать с площадью возле автостанции, сделав навес для зоны ожидания. Под него же уйдут все торговые палатки.

 

Отдельная часть мастер-плана посвящена предложениям по сохранению визуального облика города. Авторы предлагают разработать правила размещения вывесок наружной рекламы, упорядочить её внешний вид. Также рекомендована цветовая гамма и стройматериалы для всех видов зданий в историческом центре. Предложена цветовая линейка фасадов, варианты освещения, уличной мебели. Центр города планируется сделать пешеходным. Система транспортных связей предполагает создание пешеходного пространства, в том числе на улице Октябрьской и возможность развития парковок на въезде в Тарусу.

 

Олег Николаевич Стрекозин, начальник Управления архитектуры и градостроительства Калужской области:

 

– Таруса – город, который может служить примером для других городов нашей области в плане бережного отношения к своей истории. Это обусловлено его особой культурной средой. Чувствуется, что власти города и района заинтересованы в обсуждении и получении серьезного результата.

 

Борис Евгеньевич Пастернак, член президиума Союза реставраторов России:

 

– В представленном проекте содержится несколько уровней, которые нацелены на самые разные государственные программы по комфортной среде и развитию туризма. Это некие идеи города, которые можно развивать дальше. Мы понимаем эту необходимость и делаем в общем то, что другие города пока не делают, считая это лишней тратой средств и напряжением для себя. То, что мы идем вперед – это очень важно.

 

Наша справка:

 

Туристический код или туркод – это отдельное пространство города с интересными и привлекательными для туристов местами, объединёнными единой системой навигации, вывесками, архитектурной подсветкой.

 

Ольга Коленова

 

Фото автора