Новые регионы России глазами тарусянина

В конце сентября в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожских областях прошёл исторический референдум. Жители Новороссии свободным волеизъявлением сделали свой выбор, о котором потом напишут в учебниках – войти в состав Российской Федерации. В самой гуще исторических событий посчастливилось побывать и поработать нашему земляку, заместителю председателя территориально-избирательной комиссии Тарусского района Александру ПРОКАЗОВУ.

 

Судьбоносная осень

На луганской земле он был дважды: в августе, когда шла подготовка к референдуму, и в сентябре, в качестве наблюдателя, когда жители Луганской Народной Республики приняли в нём участие. Сказать, что люди радовались приближению референдума – значит, не сказать ничего. У многих из них за плечами – личное горе, сломанная судьба, потеря близких. Россия сегодня – их главная и единственная надежда. Они ждали этого долгих восемь лет.

 

Подготовка к референдуму – очень непростая задача. Требовалось сформировать избирательные участки, назначить людей в состав участковых избирательных комиссий, оснастить участки оборудованием. Всё это в условиях, когда за участие в референдуме по вопросу объединения с Россией украинский режим обещал жителям уголовную ответственность.

 

Александру довелось работать в трёх административных районах ЛНР, очерченных линией реки Северный Донец, – с 2014 года это была линия разграничения и боевого соприкосновения. Самая протяжённая линия – более 90 километров. Часть населённых пунктов находилась в составе ЛНР, часть была отвоёвана уже в ходе специальной военной операции. Обстановка в августе оставалось тревожной. Территория подвергалась обстрелам.

– Нужно осмотреть участки, – рассказывает Александр, – как правило, это какое-то административное здание, школа, Дом культуры. Подъезжаем, к школе – а она догорает. Прилёт. Но, познакомившись и пообщавшись с местными, я ещё раз убедился – их не сломить, не запугать. Это люди, сохранившие в себе лучшие черты русского национального характера. Они, в подавляющем большинстве, не мыслят себя нигде, кроме России. В первую нашу поездку, когда референдум уже готовился, но ещё не была назначена дата его проведения, многие спрашивали только об одном: «Когда? Мы ждём, мы давно готовы».

Референдум проводился по избирательному законодательству, уже максимально приближённому к российскому. С 23-го по 26 сентября шло выездное голосование на придомовых территориях, в отдалённых сёлах и деревнях, на предприятиях с беспрерывным циклом работы. Старались охватить как можно больше избирателей и в то же время не подвергать людей излишнему риску. Стационарные участки для голосования открылись на пятый день референдума, 27 сентября. Явка была невероятно высокой – свыше 90 процентов.

Абсолютное большинство отдало свои голоса за вхождение ЛНР в состав Российской Федерации.

– Всё это я видел лично, – говорит Александр Проказов. – Явка оказалась запредельной! Люди шли на участок семьями. Обнимались, радовались, поздравляли друг друга. Для них это было долгожданное событие.

Да, было непросто. И у членов комиссий не было наработано такого опыта, как у их коллег в России, и люди порой просто боялись, что соверешенно понятно – на кону жизнь, своя и близких. В отдельных районах состав участковых комиссий менялся по нескольку раз – членам избиркомов поступали угрозы. Были и те, кто голосовал протестно, но таких оказалось ничтожно мало. Это стало совершенно наглядно при подсчёте голосов: толстая стопка бюллетеней «за» и единичные – «против».

Крепче стали

 

 В основном референдум в трёх районах Луганщины, где работал Александр, обеспечивали женщины и девушки. Это был их личный фронт, их личный вклад в победу. Хрупкие и бесстрашные, у многих отцы, братья, мужья, любимые на передовой. Работали организованно и четко, с полным пониманием того, что вхождение в состав Российской Федерации – это и есть конечная цель, их право на будущее.

Александр Проказов рассказывает:

– Военные делают свою работу, освобождая территории. Но Победа, в самом главном, глобальном её понимании для местных жителей – это возвращение в Россию. И мы на избирательных участках с этими женщинами, чьи родные воюют, собственно, приближали эту победу. И она случилась. Выбор сделан. Это были искренние, неподдельные эмоции — люди приходили на голосование с фотографиями своих погибших родных. Некоторые, опустив бюллетень, демонстративно рвали свои украинские паспорта. Приходили молодые семейные пары – только что расписавшись, ребята шли на референдум. Были слёзы от нахлынувших эмоций. В деревнях выносили на улицу столы с угощением. Там умеют работать, умеют отдыхать, умеют постоять за себя.

В одном селе, только-только освобождённом от укронацистов, явка оказалась стопроцентной. Как такового населённого пункта больше нет – и в этих подвалах и кое-как приспособленных помещениях продолжают жить люди. В основном старики, не пожелавшие уезжать со своей земли, или те, кому некуда уехать.

– Приезжаем, и они потихоньку начали подходить, – вспоминает Александр, –Получали бюллетень – и целовали его! Спрашивали, а для чего тут нарисован второй квадратик «против»? Только «за»!

Кое-где в период референдума было неспокойно, случались прилёты. Для обеспечения безопасности участковые избирательные комиссии приходилось перемещать в подвалы. Но в целом меры, предпринятые властями, народной милицией ЛНР, оказались действенными. Референдум удалось провести вовремя, в срок, подсчитать результаты и благополучно сдать отчёты в ЦИК Луганской Народной Республики.

               *                                                     *                                                      *

На пункте пропуска, теперь уже бывшем, между ЛНР и Россией, в посёлке Изварино – огромными буквами «Спасибо, Россия!». Эту дорогу назвали здесь «дорогой жизни», по ней шли колонны КАМАЗов с гуманитарной помощью для жителей Народных Республик. Могучий шахтёрский Донбасс не сломался, не прогнулся и не утратил память – ту память, что горит над шахтами Краснодона, и которая у местных в крови.

Александр Проказов, начальник штаба поискового отряда «Тарусский рубеж», продолжающего возвращать из небытия имена и факты Великой Отечественной, говорит:

– Как мне, поисковику, передать свои чувства, когда мы проезжали город Краснодон? «Молодая гвардия», вот эти шахты, где их замучили... Я когда узнал, что этого произведения больше нет в школьной программе, даже не поверил – нужно его срочно вернуть! То, что было восемьдесят лет назад в этих людях, никуда не ушло. Они – настоящие.

Теперь мы не просто один народ – одна страна. Референдум прошёл на высоком организационном уровне и очень прозрачно. В состав Российской Федерации вошли четыре новых субъекта и более 8 миллионов новых граждан.

 

Ольга Коленова

Фото из архива Александра Проказова