В Тарусском районе поздравляют дорожников с праздником

По традиции в это октябрьское воскресенье мы будем поздравлять с профессиональным праздником работников дорожного хозяйства. Водителей и механизаторов, экспертов и проектировщиков, рабочих и управленцев, специалистов, причастных к дорожной инфраструктуре.

Их профессию нельзя назвать лёгкой, ведь условия работы зачастую зависят от переменчивости погоды и её капризов. В любое время года эти рабочие стоят на страже дорожных сетей, занимаются не только их ремонтом и строительством, а также содержанием.

Автомобильные дороги общего пользования межмуниципального и регионального значения в Тарусском районе – это прерогатива специалистов, работающих на предприятии «Дорстройсервис».

На балансе предприятия несколько видов техники: 5 самосвалов, 2 автогрейдера, экскаватор, погрузчик и КДМ (комбинированно-дорожная машина). Трудятся здесь 25 человек, 18 из них – водители, управляющие специализированной техникой, механизаторы, дорожные рабочие.

Большинство рабочих связано с профессией дорожника уже более 20 лет – начинали трудиться ещё когда был «Калугаавтодор». Дело в том, что тарусский филиал «Дорстройсервис» появился в ходе реструктуризации только в 2009 году, а трудовой путь многих начался ещё в 90-е годы.

Так, например, водитель КДМ Александр Анатольевич Кузьмин на рабочем посту с 1995 года. Не раз отмечены за многолетний труд и грейдеристы Владимир Леонидович Хиров и Михаил Васильевич Ткачёв.

– На нашем предприятии трудятся и пенсионеры, и пионеры, – улыбаясь, комментирует заместитель директора ООО «Дорстройсервис» Ирина Гришина. – Есть старая гвардия, чей опыт и профессионализм для нас бесценен, есть и молодёжь, которая перенимает навыки работы ветеранов труда. Учиться здесь нужно очень быстро и качественно – работа не ждёт.

Когда-то она и сама, случайно попав в эту профессию, прошла обучение на практике и доказала, что женщины могут руководить процессом. По образованию Ирина Николаевна бухгалтер, но по специальности не работала ни дня. В девятнадцать лет пришла в Турынинское ДРСУ и трудилась здесь учётчиком и диспетчером, затем мастером и начальником участка. Одним словом, прошла по всем ступеням карьерной лестницы до руководящей должности. Можно сказать, Ирина Николаевна стояла у истоков предприятия «Дорстройсервис»,  ведь начала трудовой путь задолго до его появления в 2001 году.

На предприятии уже более 10 лет трудится не только она, но и мастер на все руки – так по-особенному называет Ирина Николаевна ведущего специалиста. Елена Валерьевна Крупнова заведует всей документацией – в курсе рабочего процесса изнутри. Все приказы, путёвки, отчётные документы проходят через её профессиональные руки.

Больше представительниц прекрасного пола на предприятии нет, хотя в руководстве мужским коллективом никаких сложностей для Ирины Гришиной не существует. Даже, напротив – с мужской командой проще работать. Её «мальчики, надо» – как двигатель процесса: сказала – и за работу.

Работа, к слову, кипит в любую погоду – коллектив трудится слаженно и без перебоев. Вот и сейчас важным процессом занят машинист экскаватора Юрий Владимирович Астахов. Он, как и многие здесь, перешагнул десятилетний рубеж рабочего стажа, хотя посвятил своей малой родине на трудовом поприще уже более 45 лет.

Родился и вырос Юрий Владимирович в деревне Алекино, там живёт и до сих пор. За руль трактора сел в далёком 1977 году, окончив среднее профессионально-техническое училище. Выбор профессии неслучайный: механизатором был его отец и старший брат. И он не стал изменять, продолжив трудовую родословную Астаховых.

За плечами – богатый багаж знаний: начинал с разнорабочего в совхозе, возглавлял слесарную бригаду на кирпичном заводе, служил военным строителем. Во время службы в Казахстане многое построено при участии Юрия Владимировича: и приёмный центр связи, и жилые комплексы. Но больше всего жизнь его связывала с техникой.

Потому-то отношение у него к ней особенное – бережное. Коллеги подмечают: переживает за любую технику. Сам Юрий Владимирович считает это нормой – ведь от исправности машин зависит рабочий процесс! Поломка не должна застать водителя врасплох. Он не имеет права подвести – дороги должны быть всегда открытыми для автомобилистов и людей.

Трудовую деятельность на предприятии «Дорстройсервис» начинал он трактористом, сейчас машинист экскаватора. Знает до мельчайших деталей городские дороги и сельские улочки Юрий Владимирович не только потому, что родом тарусский – работа обязывает.

На данный момент Юрий Владимирович скрупулёзно готовит пескосоляную смесь. Зима не за горами – требуется заготовить до 5 тысяч кубометров нужного реагента. Не просто перемешать ковшом экскаватора, а соблюсти необходимые пропорции.

Тонкости этого дела Юрий Владимирович знает уже наизусть, хотя помнит, как давно начинал и учился всему у опытных коллег. Сейчас самостоятельно среди песчаных гор создаёт самое необходимое сырьё для содержания дорог зимой с учётом специальных формул. 5%-ная смесь подойдёт для тёплой зимней погоды, а 20-процентная поможет автомобилистам продолжать движение в сильный мороз и ледяной дождь. Оптимальный вариант смеси готовится так: десять ковшей песка и один соли. И никакой халтуры!

Ответственность в его профессии – вещь самая важная. Трудности Юрия Владимировича не пугают, надо – и за каток сядет, и за любую другую технику – главное, чтоб специальность позволяла. Робеть здесь не стоит – выполнять всё нужно добросовестно и заботиться об общем деле. Поэтому безотказность – тоже главная черта характера Юрия Астахова. Надо – значит, надо! Настоящий командный игрок.

Активную жизненную позицию он занимает и в родной деревне. Юрий Владимирович уже не первый срок на посту депутата сельской думы. Оправдал доверие односельчан. И это вдохновляет! Всего в своей жизни он добился трудом и воплотил традиционную житейскую истину настоящего мужчины: построил дом, вырастил сына и посадил не одно дерево.

Сад у него богатый! Это его владения. У них с женой Светланой Сергеевной чёткое распределение обязанностей – она главная на огороде. Отлынивать от работы не привык он и дома. Юрий Владимирович – пример для младшего поколения династии: сына Максима и внука Павла. Им, и правда, есть на кого равняться.

Юрий Владимирович – любящий свою профессию и людей, ради которых трудится. По жизни он человек жизнерадостный и открытый, не умеющий жаловаться и сетовать на усталость. Не расстраивается и потому, что мало времени на любимое занятие – с охотой Юрий Владимирович рыбачит. Но работа – прежде всего. Рассуждать о том, любит ли выбранное дело – некогда. Раз он здесь – значит, это его стезя, и принцип один – трудится добросовестно.

В этом особенности работы дорожника: в дождь, снег, жару и суровый мороз чётко выполнять обязанности. А их у них, поверьте, достаточно. Летом – покос, покраска разметки, ямочный ремонт, уборка мусора, борьба с борщевиком. И это далеко не весь перечень забот. В межсезонье – подготовка спецтехники к эксплуатации и заготовка противогололёдного покрытия.

У каждого сезона своя специфика, но зимний период – самый непредсказуемый. Казалось бы: только посыпка и очистка дорог. Но именно зимой часто дорожникам приходится забыть о нормированном рабочем дне и трудиться круглые сутки. И пусть «чистить и сыпать дороги» звучит весьма прозаично, но делать это нужно рабочим, иногда не прекращая этот бесконечный процесс. Небесную канцелярию попросить прекратить снегопад или ливень им не под силу.

А вот преображать дороги и заботиться о главном – о безопасности жителей – им удаётся. Создают они комфортные условия для автомобилистов и пешеходов благодаря профессиональному опыту и мастерству. И делают это каждый день, порой вопреки стихиям, и всегда с особым стремлением выполнить работу качественно.

Людмила УДОВИЧЕНКО

Фото автора