В Тарусе открылась новая выставка кукол и живописи

Ещё одна выставка, которую необходимо посетить в Тарусе, – живопись и авторские куклы.
Пётр Юшкевич и Марина Ефремова – брат и сестра.
Слишком неприветливая осень выдалась в этом году – мы так и не дождались тепла бабьего лета, а сердце сковывает тревога.
Желание спрятаться в уютный мир детских воспоминаний, когда всё было хорошо и спокойно, а самая большая проблема – двойка в дневнике, о которой ещё не знают родители – один из самых действенных способов привести в порядок свои растрёпанные чувства и стабилизировать давление.
Эта выставка особенно интересна впечатлениями, которые получаешь от диалога брата и сестры, выросших вместе, в одной семье, в одной творческой среде – их родители были архитекторами, дедушка – инженером строителем. Детей любили и не мешали им развиваться самостоятельно.


Старшая – Марина:
– Я в детстве постоянно читала. Даже на уроках в школе, положив книгу на колени. Просила соседку по парте одёргивать меня, если вдруг вызовут к доске, а я не услышу. Я погружалась в мир книги и совершенно не хотела оттуда возвращаться, мне там было лучше.
– А Пётр? Каким он был в детстве?
– Я не помню. У нас же разница 8 лет. Когда он пошёл в первый класс я уже была студенткой и занята собственной жизнью, своими друзьями, учёбой.
– Вы учились в архитектурном институте?
– Да, я поступила в МАРХИ.
Учёба в архитектурном институте требовала от студентов особенных навыков владения чертёжной техникой – проводить линии с разным нажимом, карандашами определённой мягкости, выполнять разнообразные шрифты – всё настолько трудоёмко, что справиться с этим может человек совершенно определённого склада ума и характера. Недаром образование архитектора считается универсально-идеальным: этому специалисту доступно всё: от чертежа проекта здания до прорисовки тончайших деталей оформления и интерьера.
Всё, за что ни возьмется архитектор, становится идеальным завершённым проектом.
Вполне понятно, от чего, начитавшись в детстве прекрасных книг, Марина стала автором узнаваемых кукольных персонажей, наделённых чертами друзей и близких. Желание довести до совершенства переживаемый внутри книги сюжет и сделать его частью реальной жизни. Принцессы и маркизы, знатные дамы, изящные кавалеры словно шагнули к нам навстречу из девичьих грёз.
– А у брата? Каким образом он сделал свой выбор?
– Я на самом деле мало что помню о его детстве в силу большой разницы в возрасте. Единственное – что учился он плохо, ему это совершенно было не интересно. Он много читал и у него было увлечение – солдатики, рыцари: он сам их делал из проволоки, причём в разных положениях, в процессе боя и сам устраивал баталии у себя в комнате. Фигурок было настолько много, что на полу не оставалось места. Естественно, он читал на эту тему книги, чтобы иметь представления о событиях рыцарской эпохи, которые он потом воспроизводил в игре. Решение о поступлении Пети в художественный вуз, думаю, приняли родители, и три года мой брат занимался подготовкой у известной в то время Ирины Мещеряковой. В «строгановку» поступил на курс к Фёдору Волошко – ученику Александра Дейнеки .
– Откуда у маленького Пети появился такой интерес к германской истории?
– Мы целых семь лет прожили в Восточном Берлине – там у папы была командировка. Мой брат там и в школу пошёл, где дружил с немецкими детьми. Мы много ездили по самым красивым городам, были в Дрездене, видели настоящие средневековые замки. На мой взгляд, это стало для Петра тем детским переживанием, которое сформировало его эмоциональный багаж, его зрительный опыт.
В работах Петра Юшкевича прекрасно читается увлечение германским романтизмом и символизмом, часто обращавшихся к средневековому рыцарству и библейским сюжетам. Этим было наполнено его детство.
Со взрослением увлечение захватывало экзистенциализм Кьеркегора и Кафки – что читаемо в ряде его картин.
Игра творческого воображения делала своё дело, перенося образы и впечатления в живописное пространство, оставляя там следы переживаний, размышлений и озарений. И всё это представлено автором в несколько утрированной экспрессивной манере, напоминающие отражения в колышущейся воде, или энергетические сгустки, которыми, по мнению эзотериков, являются призраки в старинных замках.
Художникам  Петру Юшкевичу и Марине Ефремовой удалось в своих работах «запечатать» свои детские мечты и фантазии.
И огромная им благодарность за то, что они посвятили в них всех нас и позволили нам ненадолго туда «спрятаться».
Лена Арто