Как врач стала художником?

В наш бурный, стремительно спешащий век всем известно: возраст – понятие относительное. Устать от жизни, обрасти скукой и апатией можно и в тридцать, и в пятьдесят. А вот жить так, чтобы тебя любили люди, нести в себе радость, видеть красоту и делиться ею с другими – умение редкое и удивительное. Всё это делает тарусянка Нина Павловна Дашковская, врач по образованию и художник по велению души. В этом году она отметила прекрасный жизненный юбилей.

Тарусянкой Нина Павловна была не всегда. Родилась она в далёком Улан-Баторе, столице Монголии, в семье военного. Отец погиб на фронте в 1943-м, после войны семья переехала в Иркутск. Там Нина получит два высших образования: сначала медицинское, специализация «сосудистая патология», потом – биологическое. И решит посвятить себя науке.

На последнем курсе биологического факультета талантливая студентка совершила настоящий научный прорыв. Занимаясь капилляроскопией – методом исследования капилляров мягких тканей пациента при помощи микроскопа, ей удалось получить чёткие снимки капилляров ногтевого ложа. Никаких цифровых микроскопов тогда, конечно, не было. Сделать фото долго не удавалось – уходили километры фотоплёнки, пока она не попробовала ту, на которую надежды не возлагала. Пленка зеленый «Микрат» не рекомендовалась в спецлитературе, была менее чувствительна. Но именно на ней отчётливо проступил рисунок тонких кровеносных сосудов, а с ним и клиническая картина заболевания... Старшие коллеги настойчиво рекомендовали запатентовать «методику Дашковской», но она отказалась.

Разработкой Нины Павловны Дашковской с благодарностью пользовались иркутские хирурги, офтальмологи, а сама она работала в сосудистом центре, изучая проблемы сосудистых патологий. Лечила людей, писала научные статьи в медицинские сборники. Долгие десятилетия были отданы благородному делу врачевания. Судьба свела с интереснейшими людьми – Нина Павловна дружила с русской супругой монгольского лидера Цэдэнбала, была знакома с гениальной девочкой-художницей Надей Рушевой. Фотоальбомы хранят памятные снимки, письма, написанные от руки, множество газетных вырезок...

Ей бы книги писать о своей интересной, наполненной встречами жизни – но она пишет картины. Переехав двадцать лет назад в Тарусу из Иркутска, Нина Павловна начала рисовать. Рисовала, по её словам, всё, что видела, всё о чём думала, и всё, что её привлекало. А в Тарусе, городе, который вдохновляет, сюжетов оказалось невероятно много. Именно о творчестве она готова рассказывать бесконечно: яркие самобытные работы, словно фрагменты души художника, расскажут о нём больше, чем факты биографии.

Картины Нины Павловны Дашковской зритель узнает сразу: цвета их жизнерадостные, чистые. В них не нужно искать скрытые смыслы или аллегории, они очевидны и оттого невероятно притягательны. В этом, кажется, и есть магия её творчества – мир художницы открыт для каждого, он абсолютно бесхитростен и дружелюбен. Основная тема – пейзажи. Чаще всего работает акрилом и темперой. Работы в разное время были представлены в районной библиотеке, музейно-краеведческом центре, городской картинной галерее и пользуются заслуженным успехом. «Я стараюсь рисовать ярко, – объясняет художница, – потому что так чувствую».

На картинах поют сказочные соловьи, распускаются лесные цветы, встречают солнце вершины гор, живут своей жизнью добрые, узнаваемые персонажи. Огромная тарусская луна вопреки всем законам природы лежит прямо на поверхности Оки. Хотя почему вопреки? В ту ночь она была именно такой – и художница это увидела.

Сейчас Нина Павловна с нетерпением ждёт золотой осени, чтобы выйти на пленэр. Эту пору она, как и многие живописцы, любит особенно, а в Тарусе осень, безусловно – время художников. Может быть, пополнится её богатая коллекция книжных миниатюр: микро-книги живут на полке на самом видном месте, этому увлечению уже очень много лет. Но абсолютно точно, будут дни, наполненные любимым увлечением, встречи с друзьями и новые работы. Творчество, как и медицина, во многом помогает в жизни. Нина Павловна Дашковская знает это точно.

 

Ольга Коленова

 

Фото автора