В Тарусе работает выставка Помеловых

Посещение выставки влечет за собой много новых размышлений, поскольку художник способен направить переживания в совершенно непривычное русло.
Иногда даже сам себе удивляешься, как и в этот раз. Экспозиция в доме творчества МСХ в Тарусе полна неожиданных поворотов: Инесса и Федор Помеловы, мама и сын.
Композиция выставки на удивление монолитна, учитывая не только видовое и жанровое разнообразие, но и взгляд художников на обьекты внешнего мира, в чем как раз и скрыта суть этого альянса.

Керамист Инесса Помелова исполненная романтики шестидесятых, одарила свои работы лирическим настроением, нежной задумчивостью, светом лиц, отражающих очарование миром.

Живописные работы Федора Помелова, представителя девяностых, отличаются нарочитым лаконизмом, жесткой манерой письма, передающей внутреннее устройство механизма тракторов, автомобилей, брошенных на бескрайних весях страны, куда художник приезжал на очередной пленэр.

Забытая техника советской эпохи вызывала интерес у художника, и стала предметом его внимания. Была создана серия работ, названная Федором "машинерией", ею заполнен целый выставочный зал.

– Федор, чем Вас так привлекла техника советской эпохи?

– Все вышло случайно — однажды, во время поездки на пленэр, я обратил внимание на трактор, водруженный на постамент и впервые рассмотрел этот агрегат с точки зрения художественного объекта. В дальнейшем я старался находить похожие памятники, или брошенную сломанную технику, стал пристально рассматривать всю механику, и вдруг поймал себя на мысли, что все эти детали, узлы настолько гармонично взаимодействуют, что здесь можно уловить какую-то драматургию…

Федор Помелов вырос в семье художников, что с самого детства определило его будущее: художественная школа, училище Памяти 1905 года, художественный институт имени Сурикова,  факультет живописи, мастерская знаменитой  Татьяны  Назаренко.

–  Ваша утрированная манера письма откуда? Этот упрощенный язык, избегающий подробностей? Механизмы, автомобили, конструкции заводов и даже портреты у Вас написаны в гротескной манере?

– Конечно, учась у такого мастера, как Татьяна Назаренко нельзя избежать ее влияния. Это от части формировало мою манеру живописи.

«Карнавальный» гротеск ,которым прославилась Татьяна, в семидесятые годы получил свое развитие, как некий эзопов язык, повествующей о придуманной жизни придуманных персонажей, в которых большую роль играл «поддтекст», умение «читать между строк» - (не знаю, на сколько это можно применить к живописи). Художник Татьяна Назаренко одна из корифеев этого направления.

Применение «иносказания» в изображении корпуса старого автомобиля или  вывернутого наружу нутра сломанного трактора привело к неожиданному эффекту: одушевлению, «оживлению» механизма. Художественное видение наделило эти объекты внутренним монологом и характером.

Рядом со скульптурами Инессы Помеловой, эти картины создают ощущение,
хочется сказать: хаоса, но хаос - явление космического порядка. Скорее крушение, самоуничтожение прежнего мира прекрасных идей и образов, рожденных оттепелью, из которого вышло поколение его мамы.

На этом сломе идеального мира формируется совершенно противоположный романтике шестидесятых, новый герой: портреты людей своего поколения Федор Помелов представляет жестким контуром, наделяя застывшим взглядом вглубь себя, лишенных эмоциональности и настроения.

Художественная правда, с которой живописец отобразил свою эпоху, объединяет всю выставку в единую концепцию. История двух поколений в творчестве одной семьи.

Лена Арто