О великом правнуке тарусского дворянина

Таруса была родовым гнездом предков знаменитого реформатора России - Петра I, чьё 350-летие со дня рождения мы отмечает в этом году. Предки эти были по материнской линии. Именно их Петр любил и почитал. Мать Петра - Наталья Кирилловна Нарышкина была из не особо знатного дворянского рода. О происхождении рода Нарышкиных существует несколько версий. Однако документально подтверждено, что дед её – Полуэкт Иванович был Тарусским помещиком. В Боярской книге в записи от 7135 года по старому стилю (соответственно в 1627 г. по новому стилю) он внесён в число дворян по городу Тарусе: «Полуехт Иванов сын Нарышкин. Поместный оклад ему 600 чети; служит по выбору». Речь идёт о прямом прадеде Петра Первого. Если для столицы России в XVII веке генеалогия Нарышкиных не отличалась особой родовитостью, то для Тарусы Полуэкт Нарышкин принадлежал к числу значительных помещиков. Он относился к первой статье дворян, так как служил «по выбору», то есть получал за службу государству чети - так называлось ежегодное денежное жалованье. Служба была военная. Полуэкт Нарышкин значился «жильцом», то есть входил в один из разрядов служилого чина в Русском царстве.

Однако особой заслуженностью Нарышкины не выделялись. В допетровской Руси они входили в многочисленный ряд среднего служилого сословия, но исправно служили Московскому государству. Многие предки Полуэкта погибли в походах и битвах. Отец Иван Иванович Нарышкин погиб в период Смутного времени в сражении под Кромами. Сам Полуэкт Иванович участвовал в московской осаде, за что и получил грамоту на вотчину под Тарусой. Поэтому в некоторых документах Нарышкиных стали называть боярами, так как они владели вотчиной – землёй, передаваемой по наследству. Полуэкт продолжал военную службу, участвовал в Смоленской войне, целью которой было вернуть стратегически важный город Смоленск, потерянный Россией в Смутное время. При осаде Смоленска он и погиб в 1633 году.

Два сына Полуэкта Кирилл и Фёдор продолжали, как и отец, служить «выбором» по Тарусе. В 1655 г. братья Нарышкины оказываются в столице. Вероятно, они также принадлежали к разряду «жильцов», а значит должны были проживать в Москве. Здесь они познакомились с Артамоном Матвеевым, другом детства царя Алексея Михайловича. Служа в рейтарском полку Матвеева, братья Нарышкины сблизились с семьёй своего командира. Матвеев предложил Кириллу Полуэктовичу привести в Москву дочь Наталью и поселить в его доме на воспитание, как было принято в то время в дворянских и боярских семьях. Кирилл Полуэктович участвовал в военных походах, в том числе в русско-польской войне 1654—1667 годов, служил воеводой в крепости Терки на Северном Кавказе и в Казани, а в конце 1660-х годов благодаря протекции Матвеева пожалован в стольники – важную должность при царском дворе.

Царь Алексей Михайлович, второй из династии Романовых, бывал почётным гостем в доме Матвеевых, где воспитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина. Там царь и увидел свою будущую жену, воспитанницу Матвеевых и старшую дочь своего стольника. При выборе невесты для второго брака Алексей Михайлович всем остальным боярским дочерям, собранным со всей страны на смотр невест для царя, предпочёл красавицу Наталью Кирилловну. Брак царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной послужил к возвышению всего рода Нарышкиных. Они были причислены к дворцовой знати. А Наталья стала русской царицей и матерью царевича Петра. После рождения Петра, царь Алексей Михайлович пожаловал своему тестю Кириллу Полуэктовичу окольничество, а затем боярство.

Пётр Первый нелегко добился единоличного правления. На его пути были стрелецкие бунты, заговоры, предательства. Ожесточившись в этой борьбе, правнук Полуэкта Ивановича Нарышкина, тарусского дворянина, жёсткой рукой повёл Россию по пути реформ, военных побед, культурных достижений.

Надежда Ермишина, профессор НИУ «МЭИ»