В снегах Антарктиды

Ученым Арктического и Антарктического научно-иссследовательского института, что на улице Беринга в Санкт-Петербурге, Арктика и Антарктика – привычное дело. Они туда стремятся, чтобы изучать физику процессов, которые происходят на нашей планете – в ледниках, в атмосфере, в космосе и в океане. Наш земляк Дмитрий Шепелев, метеоролог из Вознесенья, тоже неоднократно участвовал в антарктических экспедициях. В мае 2021 года после очередной вахты на станции «Восток», он вернулся на родину, в Санкт-Петербург, а в конце июня приехал в Тарусу. Суровые условия требуют крепкого здоровья. Станция «Восток» расположена на четырехкилометровой высоте над уровнем моря. Поэтому у вновь прибывших начинается горная болезнь. Три дня после прилета длится адаптация. Прошлой зимой максимальная температура на «Востоке» достигала -25 градусов, минимальная – 79,9 градуса. Дмитрий не собирается бросать любимую работу, готовится к новой экспедиции. Антарктида – самый высокий материк. Ее средняя высота почти втрое больше средней высоты всех материков, вместе взятых. Антарктида имеет около 80 процентов пресной воды всей суши. Почти весь материк покрыт мощным (2-4км) слоем льда, который движется от центра к краям. Антарктида была открыта в 1820 году русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Позднее материк изучали экспедиции многих стран. Наиболее значительными были норвежская экспедиция Руала Амудсена и английская Роберта Скотта (1911-1912гг.). Антарктида не принадлежит никакому государству. На материке работают более ста научных станций, на которых ведут исследования ученые более 16 стран. Органический мир Антарктиды беден. Побережье и острова населяют различные виды тюленей. Также на побережье обитает более 10 видов птиц: пингвины, буревестники, поморники и др. Современная флора материка – это лишайники, мхи, водоросли, грибы и бактерии. В центральных областях Антарктиды в воздухе и на снегу обнаружены микроорганизмы. Очагами жизни в ледяной пустыне материка являются оазисы, в которых помимо растений обнаружены черви и даже бескрылые насекомые. Антарктида оказывает огромное влияние на природу Земли через циркуляцию атмосферы, вод Мирового океана, через ледниковый покров.