Добро пожаловать в акварельное Рождество!

Можно ли до наступления праздника попасть в мир рождественских фантазий? На этот вопрос ответ дадут обворожительные художницы из Москвы

Елена и Анастасия Чиналиевы стали героинями новой выставки, открывшейся в Тарусе 4 декабря. Мама и дочь впервые представили в стенах картинной галереи свои акварельные шедевры.

– Елена и Анастасия Чиналиевы представляют искусство акварели, сложнейшей техники, в которой далеко не каждому профессионалу самого высокого класса удаётся найти свой пластический, колористический и образный язык, – предварила открытие выставки директор картинной галереи Елена Варёнова. – В их работах не отыщешь главного и второстепенного – здесь важна каждая деталь сама по себе. Их работы лишены случайных черт и оттого достоверны, лаконичны и значительны одновременно.

Зал на втором этаже в картинной галерее в этот раз преобразился по-особенному. Создаётся впечатление, что становишься частью рождественской истории, похожей на ту знаменитую, из «Щелкунчика».

Сравнение с известным произведением неслучайно – ведь уникальностью данной выставки является магия акварельного оживления. Юной волшебницей становится одиннадцатилетняя девочка Анастасия. Именно её акварельные работы увлекают историей удивительных персонажей.

Дело в том, что на полотнах представлены разнообразные игрушки ручной работы из собственной коллекции. Сами уникальные экспонаты соседствуют на полках стеклянных витражей со своими акварельными портретами. Каждая из игрушек имеет свою историю – от момента покупки до момента одухотворения на бумаге, практически каждая идентифицирована по имени.

Здесь можно встретить чудаковатую лягушку Глафиру, экстравагантного козла – учителя музыки Иннокентия, важного кота Алёшку. Но даже если акварельный герой лишён имени, то картина поражает звучным названием, точно описывающим его характер.

 На зрителя смотрят модный воришка енот, любитель мандаринов чебурашка, белый кролик, задающийся вечным вопросом «который час?». Здесь можно встретить «рыжего – честного и влюблённого», парочку ежей, цветочницу Зою.

Каждая картина поражает своим настроением – на каждой оно разное со своим подтекстом и глубоким смыслом. Отличаются они не только объектом изображения, разнятся они техникой, усовершенствованной Анастасией филигранной передачей деталей.

К примеру, на её картине «Пашкина пропажа» жилет украшен бисером – девочке удалось передать не только объём декоративного плетения, но и блеск разноцветных бусинок. Не менее утончённо создала юная художница воздушность ажурного шарфа на шее стильной леди-барашки Лолиты и белоснежного жабо конферансье-далматинца Боба.

Градацию мастерства Анастасии легко проследить, изучая её первые и недавние работы. Дебютная картина «Утя» нарисована ею лет в пять, более осознанные работы появились в восемь лет. Рисовать она начала вместе с мамой Леной, которая брала её с собой на занятия. Рисуют они сейчас вместе в своей домашней мастерской, отдавая предпочтения своим акварельным экспозициям.

Рисовать игрушки порекомендовала преподаватель Марина Зимина – с тех пор в доме Чиналиевых появляются курьёзные персонажи. Причём сначала игрушки становятся частью раритетной коллекции (все они представлены в единственном экземпляре), а затем рождаются на полотне.

Елена Чиналиева также представила несколько работ, на которых появились фирменные экспонаты. Изящное вкрапление деталей придаёт шарма кукле-актрисе, а колоритное название «Женитьба Бальзаминова» нового прочтения мягкой игрушке кролику.

Елена также представила свои натюрморты и другие необыкновенные постановочные сюжеты, а также подарила возможность зрителю познакомиться с так называемыми обманками. Эти изображения поражают своей реалистичностью и в то же время иллюзорностью, создавая у зрителей «пограничность» ощущений.

Нарисованные художницей пуанты, коньки, колокольчик, туфли и даже крошечный ключ хочется потрогать и изучить предметы на ощупь. На самом деле, это воплощение в красках и линиях является изящным мастерством художницы. Интересны такие полотна некой архаичностью – большинство предметов являются отголоском исторического прошлого.

Хранят свои тайны и другие экспонаты на картинах Елены Чиналиевой – письма, предметы старины, женские штучки обретают в её акварельных постановках свой смысл. К слову, многие объекты являются содержимым коллекции семьи Чиналиевых. Напротив – узнаваемый атрибут многих работ – комод, который стоит в домашней мастерской и служит как раз для постановочных презентаций.

Картины Елены завораживают цветовой гаммой и насыщенным звучанием. И с первого взгляда даже не понимаешь, что это акварель. Работает Елена в технике многослойной акварельной живописи, основанной на наслоении нескольких красочных слоёв.

Такая одна работа порой создаётся около 2-3 месяцев, в первую очередь из-за необходимости тщательного просушивания наносимых слоёв.

Поражают своей реалистичностью и натюрморты Елены – каждый запечатлённый фрукт хочется попробовать. И даже простые наблюдения дарят ощущения вкуса и аромата – картины словно звучат медовыми дынными нотами и вызывают некую оскомину от гранатовой кислинки.

Елена Чиналиева, в отличие от дочери Анастасии, начала рисовать не в детстве. Желание творить пришло осознанно – общение с представителями творческих сфер побудило пойти учиться в Академию акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Так, мама четверых детей влюбилась в акварель настолько, что остаётся преданной ей до сих пор.

Изюминкой выставки по праву можно назвать невероятную творческую связь дочери и мамы. Вместе они творят, совместно придумывают оригинальные говорящие названия, вместе развивают мастерство акварельной техники. Елена и Анастасия неоднократно принимали участие в совместных выставках, не единожды были отмечены наградами.

Привить им любовь к акварели смогла Марина Зимина. Художник-педагог Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки – одна из важных гостей их персональной семейной выставки. Наставница сумела раскрыть талант девочки, создавшей в столь юном возрасте такие акварельные работы.

 Марина Владимировна несколько лет назад представляла в картинной галерее свою персональную выставку «Волшебство акварели». В этот раз с лёгкой руки художницы состоялось знакомство тарусского зрителя с живописной вселенной Елены и Анастасии Чиналиевых.

Об этом волшебном акварельном Рождестве хочется говорить бесконечно. Столько много символичных деталей, заставляющих наслаждаться моментом созерцания, добавляют праздничности настроению.

Особое удовольствие получаешь от общения с обаятельными художницами, открытыми и искренними. Неслучайно первые посетители буквально «атаковали» их, задавая множество вопросов и выражая своё восхищение талантом.

И даже уединение у нарядной ёлки, являющейся частью интерьера этой рождественской экспозиции, погружало в особенную атмосферу путешествия акварельными страницами семейных историй Чиналиевых.

Людмила УДОВИЧЕНКО

Фото автора