Передвижники современности снова в Тарусе

Выставочный проект «Разные сравнения» объединил в шестой раз в Тарусской картинной галерее художников разных поколений из больших и малых городов России, представляющих непохожие художественные жанры, сюжеты и стили

Театр, книга, кино, графика, живопись, скульптура прозвучали в унисон творческим многоголосьем, утвердив перед зрителем аксиомой созидательного единения разные художественные пристрастия.

20 художников представили уникальные работы – абсолютно разные по форме и содержанию, оригинальные по технике исполнения и уникальные по мастерству.

 

Проект «Разные сравнения» является частью Всероссийского выставочного проекта «РОССИЯ» Союза художников России. В этом году он посвящён 150-летию первой выставки «Товарищества передвижных художественных выставок», которая была открыта в Санкт-Петербурге 29 ноября (11 декабря) 1871 года в здании Академии художеств.

Вдохновителем, организатором и участником проекта, стартовавшего в 2016 году, стал художник Евгений Поликашин. Выставки прошли в больших и малых городах - в Смоленске, Старом Осколе, Белгороде, Ярославле, Москве, Коломне, Тутаеве и Тарусе. Первая выставка вызвала настоящий восторг у зрителей – было решено сделать проект ежегодным. В Тарусе она прозвучала по-особенному – по словам Евгения Александровича, «здесь душевнее всего»

– Именно сегодня можно увидеть, насколько различны и многогранны воплощения сходных чувств, близких настроений, насколько различны знаки обретения собственного творческого пути, – предварила открытие выставки директор картинной галереи Елена Варёнова. – Совершенно очевидно, что все эти вещи продиктованы незаурядным колористическим даром и вкусом, выполнены в лучших традициях изобразительного искусства

Известные и новые имена задали новые темы и сюжеты выставки, соединившей в себе классическую профессиональную школу и художественные поиски.

На выставке полотна Виктора Брагинского – ярчайшего представителя русской пейзажной школы, мастера уникальной техники пастели. В экспозиции представлена целая серия невероятно оригинальных провинциальных историй Валерия Архипова, цепляющих зрителя невыдуманными сюжетами и говорящими названиями («Рассол», «Кружева»).

«Разные сравнения» творческих индивидуальностей – отличительная черта выставки. Художественный мир каждого из представленных мастеров проявляется в контрасте тематическом, стилистическом и колористическом.

Здесь прослеживается связь поколений и династий – и очевидными становятся предпочтения. Работы представили супруги Иван Миляев и Анна Ефимова, Дмитрий и Эльмира Петровы, Александр и Иванна Верстовы. 

Здесь же рождаются сравнения между классическим и авангардным. Ярким тому подтверждением являются полотна художника кино Владимира Гудилина и оригинальные картины на пластике его дочери Александры с анималистическими акцентами. В работах Владимира Гудилина скрыта особая философия, а белый конь среди его майского сада просто завораживает.

Авторские фантазии воплощены на холсте и бумаге, на картоне и даже на пластике, созданы по-разному - маслом, акварелью, гуашью, карандашом. В натюрмортах, портретах, пейзажах нашла отображение стихия странствий по различным пространствам, мирам и времени.

Полотна Александра Дмитриева притягивают красотой утончённых линий женского тела, корабли Екатерины Ивановой-Гориной – разнообразностью настроения и судеб, как бы парадоксально это не звучало, натюрморты Антона Иванова – реалистичностью. На картинах Петра Ефремова застыли такие разные Иерусалим и Таруса – по-особенному звучащая осенними мотивами.

Серия картин Андрея Новожилова – иллюстрации к роману «Баудоли́но» итальянского писателя Умберто Эко, а экспозиция Андрея Дановского перемещает на театральные подмостки. Его макет и эскизы декораций из акрила и гофрокартона – это рандеву с героями чеховской «Чайки». Останавливаешься и застываешь у картин Александра Верстова – его «Иванка. Летний вечер» и «Лиза. Пёрышко» бесподобны.

На полотнах Евгения Поликашина преобладают пейзажные мотивы. Это некое путешествие по России – с юга страны можно переместиться в Кижи, побывать в Москве и даже встретиться с автором полотен. На одной из картин Евгений Поликашин запечатлён сидящим на лавочке в компании со своим ангелом-хранителем.

Каждая из серий Андрея Никулина неповторима: на одной из них целая история особых мест – здесь капище и деревенские холодильники, другая – иллюстрации к поэме «Муха», будоражащая особенной графичностью.

Гармонично и органично заполнили пространство залов работы из дерева Николая Ильина, бронзовые творения Константина Мамонтова, керамические и гипсовые произведения Игоря Лукшта, скульптуры из моллированного стекла Андрея Криволапова.

Особенной масштабностью поражают гипсовая дама и бронзовые переяславские царевны, парящие птицы Игоря Лукшта. Константин Мамонтов помимо серии указателей и кентавров из бронзы представил и живопись. От изучения цветовой палитры и богатства техники исполнения деревянных изделий Николая Ильина просто захватывает дух. В его невероятных филигранных творениях частичное затмение и отображение звёзд.

 

Говорить хочется о каждом художнике и творце – настолько богатое многоголосье и неповторимая манера. Здесь представлены сравнения во всём: в игре света на полотнах художников Петровых, в экспрессивности дауншифтинга Дмитрия Кедрина и женственности цветочного звучания Иванны Верстовой, просто даже в многообразии уникальных названий и техник.

Зрителями предлагается найти точки соприкосновения между абсолютно разными видами изобразительного искусства, представленными на выставке. Здесь хочется потеряться и перемещаться во времени и пространстве. Впрочем, так и задумано – разные сравнения существуют во всём.

Выставка в картинной галерее продлится до начала марта, а затем пройдёт в Калуге, где порадует зрителей ещё бОльшим количеством работ представленных в проекте художников.

Людмила УДОВИЧЕНКО

Фото автора