По следам КАВЗбоев

Более месяца бесстрашные КАВЗбои, среди которых был известный тарусский путешественник Николай Баландинский, штурмовали бескрайние просторы и дремучие леса нашей необъятной державы.  Преодолев в общей сложности более двенадцати тысяч километров, они финишировали в Магадане, проехав практически всю страну с востока на запад.

Ушло в историю ещё одно удивительное приключение. Какими новыми историями порадует нас неутомимый путешественник Николай Баландинский? Об этом расскажет он сам как гость нашей редакции.

– Николай, почему «КАВЗбои» и почему конечным пунктом был избран Магадан?

– Во-первых, по названию автобуса КАВЗ. Термин придумал я и почти сразу: КАВЗ плюс бой – по созвучию с «ковбой».  Сразу оговорюсь, что никакой «американской тематики» здесь не было предусмотрено изначально, не было и никаких политических подтекстов. Но от названия пошли и потешные аксессуары: псевдоковбойские шляпы (на самом деле они бразильские), музыка в стиле кантри и многое другое. То есть вначале было «слово», название, и уж потом на него, как бусины, начали нанизываться идеи.

Конечный пункт назначения был выбран по простой причине: во Владивостоке мы уже были, а на Дальний восток, по сути, ведёт одна дорога – до Улан-Удэ. После Амурской области она разветвляется и остаётся решать: ехать до Владивостока или держать курс дальше, на север.

И ещё один довод: то, что трасса «Колыма» красива сама по себе, мы были наслышаны, поэтому нам хотелось убедиться в этом самостоятельно. Окончательное решение проехать по этой трассе я принял  9 июля прошлого года, на встрече с ВГТРК «Калуга».

– Как подбирались участники?

– Эта экспедиция – рекордная по числу участников! Их общее количество составило порядка тридцати человек, и специальных ограничений для желающих не было. Но основных, то есть тех, кто проехал весь путь от начала до конца, было всего четверо: я (то есть Николай Баландинский), Александр Морозов (Саша Холодный) – как представители недавней кругосветки «На «буханке» вокруг света», Сергей Крындушкин из Тамбова и моя дочь Вероника Баландинская. Вероника в своё время занималась в школе искусств, обучалась у известной тарусской художницы Светланы Павлютиной. Позднее поступила в Абрамцевское училище, а по окончании его в этом году я предложил ей художественно оформить наш автобус. Она взялась за дело и явила нам нечто полуфантастическое, полуабстрактное.  Расписывала она автобус по всему пути следования.

  Остальные присоединялись к нам на разных этапах. На отрезке до Кургана в экспедиции участвовала и моя жена Вера, а также наши младшие дети Маша и Серёжа. До Самары с нами проехал Вадим Степанцов – музыкант известной группы «Бахыт компот».

Мы ехали под живую музыку, было очень весело. Планировали даже устроить некий «весёлый дилижанс», но музыканты не захотели участвовать в путешествии до конца.

– Скажите, а фильм об экспедиции снимали?

– У Саши Холодного была идея снять полуигровой фильм, нечто вроде вестерна, но затея не удалась. Документальный фильм мы сняли – он сейчас монтируется.

– Не тяжело ли было почти полтора месяца «трястись» в автобусе?

– КАВЗ выполнил свою задачу на «отлично» – ведь он спроектирован для сельских дорог, правда, подвеска у него жестковата. Опытным путешественникам было привычно,  а вот остальным пришлось тяжеловато. Кроме того, автобус достаточно комфортен: он большой, просторный, в нём места предостаточно и для пассажиров, и для багажа.

– Проводы – как они прошли, торжественно?

Практически никак. Все собрались за день до старта в Кашире, погуляли по городу,  потом собрались на даче у Саши Холодного. Здесь же загрузили всем необходимым автобус и поехали.  Никаких торжественных проводов, фанфар и транспарантов не было.

До этого наш КАВЗ полтора месяца провёл в Туле, в мастерской реставратора автомобилей Николая Маркова. Здесь он прошёл  доработку, был приведён в надлежащий вид.

 Отправились по маршруту: Пенза-Саранск-Ульяновск-Самара. Из Самары мы поехали в небольшой городок Октябрьский, что в Татарстане. Дальше мы решили проложить маршрут через маленькие города Кыштым-Касли- Далматово. В Далматово расположен исторический монастырь 16 века, здесь же было большое наше выступление – нас пригласила администрация города. После Долматово отправились в Омск, по пути заехав в городок Чистоозёрье, Бердск, Новосибирск, Красноярск, Мариинск, Иркутск.

После Читы мы взяли курс на север, в Нерюнгри, где у нас появился выбор: отправиться по старой колымской трассе через Оймякон, или по новой трассе через Усть-Неру.

Мы выбрали участок дороги через Усть-Неру, так как были наслышаны о её красоте.  Дорога грунтовая, но проблем с передвижением не возникло. После Сусумана мы поехали по тинкинской трассе через Усть-Омчуг. Оттуда – в Магадан.

– По пути у вас было много остановок. Как вас принимали?

– Дружеские встречи были практически в каждом крупном городе.   Первая остановка на нашем пути была в Тарханах. Здесь нас довольно тепло приветствовала местная администрация. Следующим пунктом стала Самара, где нашу экспедицию принимала  общественная палата.  Но больше всего хотелось бы отметить реакцию простых людей – в большинстве случаев нам оказывали очень тёплый приём.

Наш КАВЗ был заметен издалека, встречные автомобили часто сигналили, приветствовали нас. Но особенно нам понравилось в Якутии. Народ там простой, непосредственный: по-простецки заходили в автобус, вели как у себя дома.

Такое панибратское отношение зачастую приводило к забавным моментам. Около Ленских столбов, близ Якутска, в автобус зашёл местный житель довольно забавной внешности. Посмотрел на нас выпученными глазами и вдруг выдал: «Это вы? Вот на этой хрени приехали сюда? Да не может быть!» Конечно, выражения были покрепче – ими он обильно сдабривал своё удивление.

Очень хорошо встретили КАВЗбоев в Томске. Просто поразительная встреча была в городке Чистоозёрье в Курганской области. Маленький городок, примерно треть от Тарусы по размерам, имеет современный агрокомплекс, суперсовременный животноводческий цех – чуть ли не единственный в России, производят консервы, пиво. В городе порядок, великолепное освещение, скульптуры – этакий маленький райский уголок на Земле. Мы были просто поражены, что в России есть такие места.

Байкал мы проехали мимо по южной стороне, с заездом в Иркутск, где посетили местный музей мусора.  Но мусор – условное понятие. Здесь было много скульптур, изготовленных из старых предметов, – типа нашего музея Сергея Жарова, но только в гораздо больших масштабах. Потом была Чита, где посетили музей декабристов, а дальше – на север, в сторону Якутска.

– Были ли вы героями местных СМИ?

– Очень удачно мы выступили в Ульяновске. Город принял нас довольно прохладно, но нам удалось сделать хорошую душевную передачу вместе с Вадимом Степанцовым на ВГТРК «Волга». Попали мы в прямой эфир и на Якутском телевидении – там есть такой аналог программы «Доброе утро». Очень хорошо нас приветствовали в Кургане – тем более что мы им создали прекрасный бренд для марки курганских автобусов КАВЗ.  Ну и, конечно же, Магадан! Его жители были нам очень благодарны за то, что мы прославили их город.

– Вы говорили, что Магаданская область – красивейшее место. Есть у неё перспективы развития в этом направлении?

– Магадан и Колымская земля сильно страдают от своей репутации ссыльного места. Но на самом деле эта слава незаслуженно преувеличена. Природа попросту уникальна, чистейший воздух, дремучие леса, где пока не ступала нога человека. Но эта огромная территория совершенно не обустроена. Например, по дороге от Сусумана до Колымы практически ничего нет – негде даже остановиться на ночлег. А этот участок дороги длиной 600 километров. Кстати, мы специально избрали путь через Усть- Омчуг от Сусумана. Чтобы проехать по диким, необжитым местам.

Туризм в этом крае практически не развит, но подвижки есть! Под Сусуманом находится озеро Джека Лондона – невероятно красивое место. Раньше оно  считалось труднодоступной территорией и его удавалось посетить  только туристам-экстремалам. Сейчас туда планируют проложить дорогу, развивать этот маршрут как туристический. Это очень интересный регион, но он требует больших капитальных вложений.

–  Главное, чтобы это озеро потом не превратили в помойку. Скажите, а были ли в отношении КАВЗбоев какие-то негативные выходки?

– Когда я готовил экспедицию, то ещё в мае этого года начал вести активную переписку с представителями почти всех субъектов Федерации, через которые должен был лежать наш маршрут. Практически все откликнулись, начали предлагать участие в совместных мероприятиях.  А потом был всплеск эпидемии короновируса – в июле пошли письма с отказами, вплоть до того, что: «Не приезжайте к нам сейчас, пожалуйста!».

Но самый большой облом мы испытали на одном из предприятий космической отрасли в Самаре. В этот же день у нас возникла проблема с колёсами, и поэтому в шиномонтаже мы  провозились на полтора часа больше, чем планировали. В результате сильно опоздали на встречу, чем наказали сами себя.  Встречали нас представители общественной палаты, они-то и рассказали, что ровно час назад на предприятии была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова! Если бы мы знали заранее, что Терешкова приедет на предприятие, то решили бы все проблемы загодя.

–  Досадное недоразумение. Давайте теперь вернёмся к Колымской трассе. Так ли она безопасна?

– Конечно, её красоты вызовут восторг у любого путешественника, но всё же трасса не для тех, кто любит «рафинированный» туризм. Дорога гораздо хуже, чем её показывают по телевизору, но лучше, чем описывают путешественники. Совсем плохих участков, где можно завязнуть, здесь не так уж много – в совокупности их наберётся всего на несколько десятков километров, но наш автобус справился и с этим. То есть даже на тех участках, где обычно застревали грузовики, мы выбирались без особых проблем.

– А что остаётся делать тем, кто завязнет на этой трассе? Ведь на сотни километров нет ни души.

– На самом деле Росавтодор работает нормально. По Колымской трассе постоянно курсируют тракторы, и если с кем случится беда, на помощь обязательно придут. Правда, наличие большого количества придорожных крестов вдоль обочин говорит о том, что помощь пришла не ко всем, и что с Колымой шутки плохи. Дважды на нашем пути встречались следы селевых потоков: в районе Хандыги и Усть-Неры. Но завалы устранили оперативно – мы потеряли всего полдня на каждом из них. Однажды чуть не угодили под камнепад – он случился метрах в пятидесяти от нас.

Особенности этой трассы таковы, что лучше её преодолевать зимой.  Но следует учитывать, что температура зимой здесь опускается до минус пятидесяти градусов и останавливаться попросту нельзя – замёрзнешь.

– А как же быть с ночёвкой? Устраивали ночлег в лесу?

– Во всех встречных городках есть гостевые дома. Это частные домовладения, переделанные под гостиницы. Один раз нам довелось переночевать в музее политической ссылки в городе Черкёх, но на самом деле это больше музей этнографии и культуры под открытым небом. Там можно снять за небольшую плату пару комнат, чем мы и воспользовались.

Один раз нас даже не пустили на ночлег. Дело было в маленьком городке, километров за 80 до Сусумана. У них, конечно, было ведомственное общежитие и свободные комнаты, но поступило распоряжение от начальника ГРЭС, местной градообразующей организации,  не пускать никаких чужаков. Пришлось добираться до Сусумана. Мы хотели остановиться в этом городке, так как планировали наутро посетить заброшенный город Кадыкчан. Он сохранился таким, каким был в 70-е, в его пустующих квартирах иногда ночуют туристы,  но не довелось. На трассе «Колыма» достаточно много как заброшенных, так и полузаброшенных объектов, и порой создавалось впечатление, что многие из них как будто перенеслись из советского прошлого: там до сих пор сохранились вывески типа «Слава труду», мозаики в советском стиле и многое другое.

В лесах мы не ночевали – этого делать не рекомендуется, так как есть большая вероятность стать ужином для медведей.

– Посещали ли вы заброшенные лагеря?

– Нет, они находятся достаточно далеко, по старой колымской трассе, и туда сложно добираться.

Доступный лагерь был в Уст-Нере на реке Индигирке, но часть его попросту снесло недавним наводнением. Здесь в каждом городке есть музейчики, посвящённые истории района, строительству трассы, собрано много «лагерных» артефактов. Всё это теперь является культурным наследием края. В этих лагерях, кроме обычных уголовников, пребывало немало достойных, но оклеветанных людей. Например, известный народный артист Георгий Жжёнов, а также отец советской космонавтики Сергей Королёв тоже «мотали» срок  где-то в этих краях.

– В этом году сибирские леса сильно горели. Не доставило ли это вам хлопот?

– Ситуацию мы отслеживали, а первый дым от пожарищ увидели уже под Красноярском. Огромные территории от Красноярска до Якутска находились в дыму, и многие местные дороги частично закрыли по этой причине. Местами на дорогах можно было нарваться на голодных медведей. Нам они не попадались, но водители встречных авто рассказывали о таких случаях. На нашу долю достались только лисы.

– Расскажите, как «КАВЗбоев встречали в Магадане».

В Магадан мы торжественно въехали первого сентября. 

Практически сразу прямо у скульптурной композиции «Маска скорби» работы Эрнста Неизвестного нас подрезали другие автопутешественники. Они уже были наслышаны о нас благодаря теленовостям и не отпустили, пока не провели с нами  фотосессию.

Вообще, Магаданская область – особый случай. По ней мы уже проехали как знаменитости. Магаданская пресса специально готовилась к нашему приезду, и поэтому внимание магаданцев к нашему проекту было огромным. Люди выходили навстречу, машины сигналили, у нас брали интервью, задавали вопросы, приглашали в гости. Здесь мы почувствовали себя настоящими героями.

На своём «школьном» автобусе мы поехали в самую лучшую школу Магадана под не самым лучшим номером «13», где поздравили ребят с началом учебного года, ответили на вопросы. Потом у нас была небольшая экскурсия по городу, а следом – пресс-конференция с представителями местных СМИ, общественности. Глава русского географического общества Александр Нестерович, активист и бизнесмен предложил оставить наш автобус у себя, на автобазе. Первоначально планировалось поставить его как музейный экспонат в одном из торговых центров, но эту идею отклонили.

Теперь наш КАВЗ будет зимовать в Магадане. На следующий год, когда спадёт высокая вода, мы отправимся в обратный путь.

–  То есть? Предстоит новая экспедиция «КАВЗбои-2»?

– Не совсем. У нас появился новый проект с рабочим названием «От Магадана до Магеллана». Мы проедем через всю страну, Европу – до Португалии, родины Фернандо Магеллана. По сути, мы пересечём весь Евроазиатский континент с востока на запад. Это означает, что КАВЗбои ещё полностью не выполнили до конца своей миссии. Если всё получится так, как задумано, то достигнув летом Португалии, мы дождёмся осени и двинемся обратно домой.  По пути мы планируем участвовать в концертах, массовых мероприятиях, то есть сделаем всё, чтобы людям  с нами было интересно.

Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ

Фото из архива Николая Баландинского