Без космических технологий нам не обойтись

Мы продолжаем знакомство со специалистами Тарусского приборостроительного предприятия СКБ КП ИКИ РАН и сегодня, в очередную годовщину запуска первого искусственного спутника Земли, нашим гостем станет Новиков Алексей Александрович, начальник сектора 119, занимающегося разработкой приборов для Российской космической программы.

в 1995 году  Алексей Новиков окончил Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, начинал  трудовую деятельность в частной фирме по поставкам компьютеров.  Спустя год получил должность инженера первой категории в институте автоматики г. Бишкек.  С 2003 года начал работает  в Тарусском СКБ КП ИКИ РАН,   где начал свою карьеру  с должности конструктора первой категории.

- Алексей Александрович, какие задачи стоят перед вашим сектором?

- Основной род деятельности нашей группы - системы сбора информации. Кроме того, наш коллектив занимается иразработкой приборов  для научно-исследовательских миссий.

- Каких именно?

- Например, «Чибис - М», наш сектор занимался сборкой, а на аппарате стоял блок накопления данных. Блок предназначен для обслуживания научных приборов спутника. Кроме того, мы занимались кабельной сетью спутника,  само собой разумеется, что сюда входила и контрольно-проверочная аппаратура.  Она же в итоге осуществляла контроль не только нашего прибора, но и отдельных частей спутника. То есть часть аппаратуры, установленной на Земле, принимала информацию согласно протокола «Manchester-2». Со спутника приём информации шёл как раз в этой кодировке. В итоге, часть контрольно-проверочной аппаратуры занималась декодированием сигнала.

Занимались разработкой гистограмматора (спектрометра), это так называемый МАНАГА. Этот прибор был установлен на космической станции   «Фобос-грунт», но, к сожалению, из-за повреждения ракеты-носителя аппарат не был выведен на орбиту.

- Ваша группа занимается Блоками  накопления данных (БНД) для метеорологических спутников. Что это за прибор?

- Это основной наш проект, над которым мы работаем уже много лет, а я

С момента начала своей работы в Тарусском СКБ КП ИКИ РАН.  

Блок накопления данных «БНД» унифицированный и используется в гелеогеофизических автоматических комплексах (ГГАК), разработкой которых занимается организация «Российские космические системы». Наш блок накопления данных является центральной частью такого комплекса.

Гелиогеофизические комплексы устанавливаются на трёх типах космических аппаратов: «Электро - Л», спутники этой серии запускаются на геостационарную орбиту (то есть орбиту, где собственное движение спутника совпадает с периодом обращения Земли. Тогда аппарат как бы «зависает» над одной точкой планеты - прим. В.М.) «Арктика - М» - новый аппарат, впервые был выведен на орбиту этой весной. Он летает по сильно вытянутой эллиптической орбите и предназначен для наблюдения за полярными и приполярными регионами. И, наконец,  «Метеор - М» - этот спутник движется по круговой орбите. То есть, разрабатываемые комплексы предназначены в большей степени для погодных (гидрогелиофизических) исследований.

Блок БНД является унифицированным, то есть, «железо», подходит для любого комплекса. Единственное что может быть изменено  - это  программное обеспечение.

Задача прибора - по определённым протоколам собирать научные данные, обрабатывать, создавать транспортные кадры по заданным алгоритмам, накапливать информацию, а далее, по команде с космического аппарата, сбрасывать информацию по установленным каналам на служебные космические системы, и в итоге на земные принимающие станции. Кроме того, функциональными обязанностями прибора являются трансляция питания на научные приборы, трансляция телеметрических сигналов и многие другие функции.

- У вас на столе как раз находится прибор БНД. Для какого космического аппарата он предназначен?

- Он готовится для спутника «Электро-4».  Вывод космического аппарата этой серии на орбиту планируется примерно через два года и время на подготовку ещё есть.  Но всё равно процесс этот долгий.

Разработка сложной аппаратуры требует много времени и средств, а уж после начинается ещё один долгий процесс -  комплекс испытаний. Это важный момент, так как выводимый на орбиту аппарат и приборы должны работать чётко и без малейших ошибок, иначе все многолетние труды и вложенные средства попросту пропадут. Испытания проводятся на специальном дублирующем образце, а после, на основе полученных данных,  изготавливается лётный экземпляр.

Прибор представляет собой небольшую девятикилограммовую коробку, с большим количеством разъёмов и подводящих кабелей. Изначально его планировалось установить на спутник «Арктика - М», но впоследствии планы расширились, а «на память» об участии в другом проекте осталась маркировка ВЭ, что означает высокоэллиптическая орбита.

К слову, разработка прибора ведётся исключительно тарусскими специалистами. Более того, активно идёт импортозамещение деталей. Практически все составляющие прибора БНД - отечественного производства.

 

- Как Вы считаете,  в развитии космических технологий нам следует идти своим путём или всё - же следует развивать международную кооперацию?

- Будет лучше, если наша зависимость от других стран окажется минимальной. И совсем отлично, если мы сможем собирать любые приборы из отечественных комплектующих, финансировать и внедрять самые передовые разработки.  Но нельзя сбрасывать со счёта тот факт, что покорить космос  - задача неподъёмная для одной страны. А значит, в идеале, нужна тесная международная кооперация, сотрудничество стран в области исследования космического пространства. Но вот вопрос, каким будет наше место в этом сообществе - отдельная тема.

- Есть ли у вас перспективные наработки и проекты?

- Да, конечно. Это работа над модификациями наших приборов.  Совершенствуются и сами комплексы, и процесс этот практически бесконечен.

На данный момент у нас выпущено уже пять «лётных» образцов, готовых хоть сейчас приступить к работе. Все они проходят необходимые циклы испытаний, процесс этот трудоёмкий и длительный, за период испытаний выявляются все неточности, ошибки и только после их устранения аппарат будет  принят в эксплуатацию.

- Бывало ли так, что прибор отказывал уже будучи на орбите?

- К счастью пока нет. Бывали сбои в программах, небольшие потери информации, при этом аппаратура всегда оставалась работоспособной.

Наш прибор БНД и сейчас продолжает трудиться на орбите,  а четыре ранее изготовленных образца уже отработали свой ресурс, но они продолжают выполнять свои функции.  Всего сейчас на орбите «трудятся» семь наших приборов.

- Как Вы думаете, есть что-то, что тормозит рабочий процесс, мешает нашему космическому приборостроению заниматься своим делом?

- Очень много времени уходит на разработку документации, в части из которой попросту нет необходимости. С каждым годом мы становимся всё более забюрократизированными.  К сожалению. Исключение составляет техническая документация - без неё действительно не обойтись.

- Зачем нам нужны космические исследования? Не лучше ли последовать примеру тех, кто призывает вернуться к «корням», в Средневековье?

- В космосе «обкатываются» все технологии, которые потом найдут своё применение на Земле. Например, комплексы, о которых мы упоминали, производят замеры магнитного поля планеты, фиксируют и передают на Землю данные, напрямую влияющие на нашу жизнь. Хотим мы этого или нет, но технический прогресс  вывел нас на новые рубежи, и если в прошлом можно было обойтись без космических технологий, то сейчас без них попросту немыслимо наше существование. Человечество сделало свой первый шаг в освоении космического пространства и в дальнейшем ему предстоит пройти намного больший путь.

Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото автора