Славной династии продолжатель

Михаила Пилипенко без сомнений можно назвать одним из самых ярких представителей творческой династии, подарившей Тарусе целое созвездие замечательных мастеров, чьи имена золотыми буквами вписаны в культурную летопись Тарусы.

Природу его  таланта можно объяснить наследственностью. Большой вклад в развитие искусства, сделанный его родителями Сергеем и Викторией Пилипенко - создателем деревянных скульптур и мастером росписи по ткани, не нуждается в рекламе, как и художественное наследие его деда, портретиста Юрия Ростемберского и бабушки Галины Ростемберской.

 

Воспитанник Николая Гурина

Свой собственный путь в искусство Михаил начал ещё в десятилетнем возрасте, когда пришёл в школу-студию  «Тюбики» при тарусском лицее, где под руководством опытного педагога Тамары Ерохиной он сделал свои первые наброски.

Получилось, конечно, не сразу и не всё. Можно сказать, что первой пробой на художественном поприще стали обычные детские каракули, но постепенно рисунки юного художника стали приобретать всё более недетский оттенок, проявляя способности, заложенные самой Природой.

Следующим шагом стало обучение у известного тарусского мастера живописи  Николая Гурина. Учиться у Николая Георгиевича всегда было интересно, признался Михаил, но вот угодить - практически невозможно.  Принципиальный и любящий своё дело мастер, был всегда требователен к своим воспитанникам, особенно к тем из них, в ком видел зёрна настоящего таланта. Год занятий в студии в подобном режиме помог Михаилу наработать свой стиль, научиться усидчивости и кропотливости – качествам необходимым любому художнику.

 Живопись с натуры, натюрморты, умение видеть и находить, участие в пленэрах… Иногда воспитанникам Николая Гурина казалось, что маэстро буквально выжимал из них все «соки», но на самом деле он подобно скульптору отсекал всё лишнее, постепенно передавал ребятам свой бесценный опыт и знания.

 

                                         Под влиянием эмоций

Вложенные силы не пропали даром, а упавшие в благодатную почву семена вскоре дали всходы в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В.М. Васнецова, куда Михаил поступил, выбрав факультет художественной обработки металлов. На выбор повлияло посещение музея работ выпускников колледжа, где собрано всё лучшее за его более чем вековую историю. Будущего мастера сразило сочетание металла и кости, а о сделанном под влиянием эмоций выборе  не пришлось пожалеть ни разу, во многом, благодаря поддержке руководителя отделения по обработке металла Александра Дроздовского.

Но своё влияние на Михаила Пилипенко оказали ещё несколько педагогов. Это преподаватель живописи Лариса Лехова, Александр Величко - он учил составлять композиции,  Владимир Каунов – привил любовь к искусству создания скульптур. Их Михаил вспоминает с благодарностью, как настоящих профессионалов, предопределивших его дальнейший путь.

Первой по-настоящему полноценной работой стал дипломный проект «Троянский конь». Конечно, он несколько уступал размерами мифическому оригиналу - это была всего лишь металлическая шкатулка для компьютерных дисков, выполненная  горячей эмалью. Работу оценили на «отлично», а конь занял своё место в музее колледжа.

А первой полностью профессиональной работой стали «Гнёзда». В 2008-м году,  на выставке в Московском ЦДХ, картина получила высокую оценку за оригинальность исполнения и использование технологии эмалевых вставок.

                                                    Непростой выбор

В 2006 году Михаил Пилипенко закончил обучение и с красным дипломом художника по металлу вернулся в Тарусу, где после года «свободного художественного плавания», устроился преподавателем черчения и рисования в первой школе. Ещё через полгода он переводится в детскую школу искусств, где на протяжении десяти лет занимается обучением детей живописи.

Со временем, Михаил стал больше уделять внимания именно изобразительному искусству. Работы, выполненные горячей эмалью  можно иногда встретить на его персональных выставках, но это бывает, к сожалению, довольно редко. Всё дело в технологии изготовления: как правило, изделия из эмали создаются сериями, а на изготовление одной такой серии может уйти от трёх до четырёх лет.

Работа с металлом и эмалью подразумевает очень длинный технологический ряд и если допущена малейшая ошибка, исправить её будет довольно сложно.  Живопись, можно сказать, более «демократична». Но ему одинаково дороги оба направления, а развивает он их параллельно, правда на «металлическом фронте» в настоящее время наблюдается временное затишье.

Большого прогресса достиг Михаил и в технике темпера - излюбленном материале иконописцев, но сам он не причисляет себя к таковым и по праву отдаёт пальму первенства своей супруге  Антонине.

Иконопись он считает отдельной ветвью искусства, профессией, где требуется иной уровень мышления, опыт, соответствующее эмоциональное состояние, духовное соответствие, знание всех сторон церковной службы и многие другие качества. Именно поэтому Михаил относит себя к светским художникам. А что будет дальше – тут уж покажет время.

Эмаль, масло или темпера – выбор материала не столь принципиален, так как всё зависит от ситуации. Некоторые сюжеты просто «напрашиваются» на холст и масло, для чего-то сгодится более «демократичная» акварель. Но иногда решение поставленной задачи невозможно представить без использования темперы или более долговечных материалов, таких как металл, эмаль.

                                             Вера в себя

Сергей и Виктория Пилипенко всегда поддерживали сына в его творческом поиске, оставляя за ним право выбора направления, благодаря чему  Михаил стал их общей  гордостью, сбывшейся надеждой. Сам он не забывает подчёркивать тот факт, что до сих пор трудится  в мастерской своего отца. Родители никогда не пытались навязать ему какие-то свои взгляды, считая, что необходимый опыт можно наработать только собственными силами.

Михаил всегда в поиске нового – новый сюжет может подвернуться совершенно неожиданно и не всегда там, где его ищешь: «Бывает, идёшь себе, гуляешь и вдруг: ой, зацепило! Тут же хватаешься за кисть. Проходит совсем немного времени и вот, картина готова!  А бывает,  ходишь вокруг да около выбранного объекта, и никак не получается заставить себя сделать первые несколько штрихов неделями, а то и месяцами» - признался Михаил. Почему так бывает? Да кто его знает! Всё зависит от внутреннего состояния, какой-то душевной «искры», благосклонного расположения «покровительствующей художникам музы», если хотите. Но такие моменты у людей творческих бывают нечасто.

 На сегодняшний день у Михаила есть несколько наработок или как он их сам называет «мотивов». Это и потрясающий вид из окна родительского дома, и крутой спуск с Ленинской горки, в разработке и несколько живописных изгибов реки Тарусы… Но давайте не будем раскрывать полностью планы художника – лучше откроем для себя что-то новое на одной из будущих выставок.

Первой экспозицией его картин стала выставка на двоих, прошедшая в «Тарусском сувенире» ещё на первом курсе Абрамцевского училища.  В паре с Михаилом, стены зала украсили работы художника Галины Спешинской. До сих пор Михаил с благодарностью вспоминает тёплые, душевные отзывы посетителей. Даже строгий Николай Гурин остался доволен работами своего воспитанника и на этот раз не поскупился на похвалы.

Дважды: в 2010-м, а спустя десять лет и в 2020-м году, Михаил удостаивается звания лауреата 2 и 3 премий  выставки-конкурса Афанасия Куликова - ежегодного мероприятия Калужского музея изобразительных искусств. А  в  2015 году происходит поистине знаковое событие в его творческой карьере – Михаила Пилипенко принимают в Союз художников России.

                                                           Предела нет

За свою, пока ещё недолгую, но уже яркую и плодотворную карьеру, Михаил Пилипенко успел стать постоянным и желанным участником многих коллективных выставок не только в Тарусе, но и во многих других городах нашей страны. Его работы по достоинству оценили в Поленово, Ярославле (Всероссийская выставка монументального искусства 2011г), Липецке (2018г), Москве (Всероссийская молодёжная выставка ЦДХ 2008 и 2009 г), Калуге, Серпухове, Обнинске, Пущино, Медыни и других городах. В родной Тарусе, встреча ценителей искусства с произведениями Михаила Пилипенко происходит ежегодно, начиная с 2004 года.

Завсегдатаем  пленэров «Мусатовская осень», Михаил стал с пятого сезона, сразу показав себя достойным наследником знаменитой фамилии. Практически все его работы, представленные на этом ежегодном осеннем рандеву живописцев, были  отмечены дипломами и благодарностями.

Вышел он и на международный уровень – правда, пока в копилке достижений только пленэр в белорусском Мстиславле. Встреча состоялась в 2012 году, и с тех пор в местном музее хранятся три работы, подаренные городу тарусским мастером. Со временем, поклонники творчества Михаила Пилипенко появились и в Дальнем зарубежье – его картины приобрели коллекционеры из Великобритании, Германии, Австрии, США, Аргентины, Франции и Шри – Ланки.

В экзотическую Шри-Ланку Михаила Пилипенко привела тарусский учёный и краевед Оксана Савоскул. Как поклонник его творчества, однажды она пригласила художника в эту загадочную страну, где сама находилась с международной миссией.  Вскоре, по возвращении из Шри-Ланки, Михаил создаёт целую серию  цейлонских этюдов. К сожалению, насладиться экзотическими видами далёкого острова довольно непросто - практически все картины мгновенно приобрели частные коллекционеры.

Творческие планы тарусского живописца Михаила Пилипенко включают ряд идей, подсказанных сердцем и нашёптанных родной природой. План выставок у него расписан на длительное время, а это значит, что нет предела для роста, совершенства, поиска новых образов.  И однажды, получив реальное воплощение, его замыслы обязательно станут гордостью земли Тарусской.

 

Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото автора и из архива Михаила Пилипенко.