Антарктида не прощает ошибок

И вновь нашим собеседником станет Дмитрий Шепелёв, метеоролог из села Вознесенья. Неоднократный участник антарктических экспедиций, он познакомил наших читателей  с суровым бытом и непростыми условиями труда покорителей ледового континента, традициями полярников.

7 декабря 2019 года, после того, как он вновь сошёл  на Антарктическую землю в районе станции «Прогресс», откуда вскоре отправился на станцию «Восток», где началась его очередная вахта, продлившаяся до февраля 2021 года. В мае 2021 года он вернулся на Родину, в Санкт-Петербург, а 29 июня вернулся в Тарусу.

 

Сегодня, Дмитрий Шепелёв гость нашей редакции.

- Дмитрий, как в этот раз происходила высадка на антарктический берег?

- Всё прошло «без сучка и задоринки». «Академик Трёшников» пришвартовался без проблем. За неделю, пока стояли на рейде, выгрузили вертолётами всё продовольствие, другие грузы, перекачали топливо.

-Во время нашей последней встречи Вы говорили, что собираетесь перейти к оседлой жизни и оставить Антарктиду навсегда. Это так?

- Нет, планы изменились.  Не могу бросить любимую работу, поэтому снова собираю вещи. Правда на этот раз поездка не будет столь долгой – примерно на полгода. Обслужу все автоматические метеостанции – и домой! Должен ведь кто-то выполнять эту работу, так как нехватка специалистов на ледовом континенте становится всё ощутимей. Многие ушли сами, кого то не стало по разным причинам, и если так дело пойдёт дальше, полярников скоро попросту некому будет менять.

- А сколько провели времени на «Прогрессе», прежде чем отправились на «Восток»?

- На этот раз  полтора месяца. За это время проводились встречи с представителями соседних станций – индийцами, австралийцами, французами.  В свободное время можно было побродить вокруг «Прогресса», осмотреть местные достопримечательности, такие как оазис Бангера, где  произрастают настоящие антарктические растения. Потом мы проводили груз санно-гусеничным поездом, а смена отправилась по воздуху. Первыми на «Восток» улетели новички, потом настал черёд опытных бойцов. Перелёт занял четыре часа, а доставляли нас на станцию канадские лётчики американскими самолётами «Basler».

- То есть, почему американскими? А где же наша авиация, наши лётчики?

- Нашей практически не осталось, за исключением одного Ил-96, но он обслуживает станцию  «Новолазаревская». Полярная авиация у нас почти утрачена после распада СССР.

- Понятно… Вы вновь прибыли на «Восток» спустя примерно год. Какие перемены заметили на станции?

- Сразу бросилась в глаза площадка, подготовленная для строительства нового корпуса станции. Она представляет собой подушку из уплотнённого нашим стареньким вездеходом и накатанного при помощи американской техники снега.  При низких температурах (средняя – минус 50 по Цельсию), такая «подушка» играет роль фундамента, а снег - бетона. Её высота должна составлять около 3-х метров, площадь равняется 200Х160 метрам. Примерно такой же будет и  площадь новой станции. 

- Для чего  нужна эта «подушка»? В Антарктиде ведь и так всё гладко и чисто, кругом лёд.

- Во-первых, для того, чтобы станция попросту не продавила снег – она ведь будет стоять на специальных «лапах». Во-вторых, накат нужен, чтобы постройку попросту не замело, чтобы она не ушла под лёд, как это происходит со старым корпусом, чтобы  был запас прочности как минимум лет на 50. По тому же принципу, например, построена американская полярная  станция «Амундсен – Скотт».

 Существуют даже специальные нормы утрамбовки снега – он  укатывается практически как асфальт. Подобная технология применяется и при строительстве  ледовых трасс восьмиметровой ширины. Если вы попробуете съехать на «обочину» с такой дороги, ваш вездеход рискует утонуть в рыхлом снегу.

- А какова будет планировка новой станции, и какие основные проблемы при её строительстве?  

- Самое сложное – доставка блоков станции до Антарктиды, а потом к месту строительства.  Ведь по пути встречаются зыбучие снега, где вездеходы рискуют попросту утонуть, провалиться.

Новая станция будет представлять собой вытянутый объект из пяти частей. С двух сторон дизельные установки (одна резервная), совмещённые с гаражами. Там же разместятся цеха по плавлению снега и заготовке пресной воды.  Жилые модули займут центральную часть.

- Скоро ли строительные блоки доставят на место?

- Прошлым летом (с декабря по февраль в южном полушарии) не получилось. Сейчас тоже перенесли, в связи с поломкой сухогруза в районе Алжира. Проблема ещё в том, что это атомоход, поэтому возникла проблема с заходом во многие порты.

 Остальным кораблям удалось подойти к антарктическому берегу. Среди них был и ледокол - он должен был разрушить припай, подготовить ледовую площадку для разгрузки.  Доставить строительные корпуса можно будет только летом, так как  в остальное время не позволяют слишком суровые условия. В ноябре этого года планируется выгрузить в районе «Прогресса» пять строительных модулей, поставить их на грузовые сани грузоподъёмностью более 50 тонн и с помощью вездеходов отправить на «Восток». С ними пойдут краны и прочая строительная техника. Сборку новой станции на месте и прочие строительные работы  будет осуществлять компания «ЗапСибГазпром».  Проблем с финансированием строительства сейчас нет – его полностью оплачивает «Газпром».

- А что будет со старым корпусом «Востока»?

- Первые два года там будет поддерживаться рабочий режим. Позднее, со старой станции снимут всё рабочее оборудование и её законсервируют.  Исключение составит дизельная электроустановка – она прослужит ещё насколько лет, как резервный источник. Постепенно станция будет заноситься снегом, уходить всё глубже под лёд – за год до семи сантиметров. Учитывая тот факт, что материковый ледник находится в постоянном, пусть и медленном движении, через 600 тысяч лет  остатки станции достигнут океана и отколются вместе с одним из айсбергов.

- Опишите первые дни вахтовика.

- Первые три дня после прилёта не делаешь ничего. Адаптация. После прибытия сразу начинается горная болезнь, так как «Восток» расположен примерно на четырёхкилометровой высоте над уровнем моря. Голова становится чугунной и такие условия выдержит не каждый – бывали случаи, когда только что прибывший полярник отправлялся обратно, так как подводило здоровье.

 Потом начинаются вахты, проводятся четырёхсрочные метеорологические наблюдения – это когда данные передаются на Большую землю каждые  6 часов. По-хорошему, это надо делать каждые три часа, но не хватает персонала. 

Например, я сменил тех, кто менял меня в прошлый раз. Пересменка на этот раз произошла быстро – пожали друг другу руки и убывающие заняли места прибывших в самолёте, даже поговорить особо не удалось.  

- Антарктида и на этот раз порадовала погодными аномалиями?

- В последние 20 лет наблюдений наблюдается ежегодный рост среднегодовой температуры примерно на два градуса. Для «Востока» это незаметно, а вот на побережье побиты все рекорды. Так в декабре, на территории станции «Прогресс» была зафиксирована температура плюс семь градусов тепла.  Это много. Учитывая  особенности южных широт, она ощущается как плюс 25 в нашей местности. Можно даже недолго погулять по побережью в футболке. 

На «Востоке» не было резких перепадов. Если в прошлую зимовку максимальная температура поднималась до минус 14 градусов по Цельсию, то сейчас, в самый «жаркий» период было не более минус 25. Минимальная достигла минус 79,9 градусов. Кстати, из-за этих десятых долей градуса, мы не проводили традиционный  «клуб 200». Это когда распарившись в бане при плюс 120, ты выскакиваешь голым на мороз при минус 80 и должен продержаться там 200 секунд, а по возвращении  тебе предложат 200 грамм водки.

 -Да, читатели уже шокированы правилами этого клуба во время наших прошлых бесед. Скажите, проводились ли работы по вскрытию подлёдного реликтового озера «Восток»?

- К сожалению, на этот раз нет.  Было взято несколько кернов (проб) – и всё! Работы по бурению планируется продолжить в ближайшее время.  Сейчас идёт отработка новых технологий, так как   первое вскрытие было чисто техническим, и пробы загрязнились поверхностными примесями. Следующее должно быть «чистым», для чего последний метр льда будет не буриться, а проплавляться. Правда, когда это произойдёт, пока не ясно.

- Наверняка вы знакомы с проблемой распространения короновируса. Как обстоят с этим вопросом  дела в Антарктиде?

- Теперь он есть и на ледовом континенте. Были вспышки этого заболевания на чилийской станции, украинской. На российских станциях пока всё тихо, но ребята очень боятся, так как насмотрелись теленовостей. Когда происходила пересменка, все новые люди проходили жёсткий карантин. Двоих отчислили ещё перед отправкой, так как тесты дали положительный результат, поэтому на станции «Восток» сейчас десять человек, вместо двенадцати. Строгая изоляция соблюдалась и при заходе корабля в иностранные порты.

- Во время Вашей вахты произошёл несчастный случай на одной из станций. Скажите, часто ли в Антарктиде гибнут люди?

- Из чрезвычайных происшествий был только  пожар на станции «Мирный», он начался в кабинете метеорологов. К счастью, проблему быстро решили, разобрались.

Люди гибнут в Антарктиде по разным причинам – недавно умер начальник станции, приехавший восстанавливать станцию «Мирный», по пути на эту станцию  умер мой знакомый механик.  Ушёл из жизни радист со станции «Белинсгаузен». Суровые условия требуют крепкого здоровья.  Учитывая тот факт, что из наших соотечественников на ледовом континенте проживает всего около 200 человек, это почти военные потери. Антарктида забирает людей и не прощает ошибок.

Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото из архива Дмитрия Шепелёва