Как там – в «красной» зоне?

В медицинский колледж Станислав Кондратов поступил по настоянию мамы -  выпускник Тарусской средней школы № 1 имени героя России генерала Ефремова о профессии медика даже и не мечтал. Более того, с вопросом «Кем быть?» к тому времени он ещё даже и не определился.

Может быть поэтому к совету мамы отнёсся с полной серьёзностью, о чём впоследствии не только не пожалел, а результатом такого решения стал диплом с отличием Калужского медицинского колледжа и  последующее поступление в Рязанский Государственный Медицинский Университет, на специальность «лечебное дело». 

С тех пор прошло несколько лет - в этом году Станислав оканчивает университет.  А медицине он решил посвятить всю жизнь - осталось лишь сдать экзамены и защитить диплом.

Он один из немногих кто, как говорится, «грызёт гранит науки». Совершенствуя свои знания, Станислав «перелопатил» немало дополнительной литературы, но это только теория. Для того чтобы стать классным специалистом, нужна практика. Образовательный процесс сейчас, к сожалению, излишне формализован. Информацию  приходится буквально добывать по крупицам, но может приобретённые таким образом знания и являются самыми прочными, настоящими?

За время обучения хотелось больше  «поработать руками», то есть,  отработать простейшие манипуляции, которыми должен владеть любой выпускник медицинского  ВУЗа, попрактиковаться в наложении швов, освоить навыки анестезиолога. Но практических занятий в этом направлении попросту нет, поэтому, в поисках знаний, Приходится «лопатить» дополнительную литературу по  анестезиологии и реанимации. И хочется верить, что такое отношение не пропадёт даром: когда-нибудь его упорство принесёт свои плоды в виде спасённых  жизней.

Современные учебники во многом пользуются устаревшей информацией и чтобы получить по-настоящему серьёзные знания необходимо читать англоязычную литературу.  Есть ещё один повод задуматься над тем, чтобы выучить красивый английский язык -  пригодится.

Практику до февраля 2020 года он проходил в рязанском отделении «Скорой помощи»,  пока в марте не была построена новая больница. А второго апреля 2020 года сотрудникам Городской клинической больницы скорой медицинской помощи г. Рязани, где работает  тарусянин Станислав Кондратов, объявили, что учреждение перепрофилируется на приём инфицированных  «модным» ныне вирусом COVID-19. Согласился без малейших колебаний.

«Кто не хотел рисковать - тут же получили возможность уйти. А работа - как работа. Её тоже должен кто-то делать» - отзывается о своём занятии Станислав.

Особенно страшно было в начале, когда ещё не было изолирующих костюмов. Первые больные появились 4 апреля прошлого года, правда, это был не COVID -19, а свиной грипп, о чём узнали позже. В палату заходили в обычных медицинских халатах и простой марлевой повязке, подвергая себя опасности заражения, но через четыре дня, когда появились настоящие «ковидные» больные,  поступили и защитные комбинезоны.

Работают попеременно - как часовые на посту. Каждый «заход» длился четыре часа, столько же отводится  на  отдых -  и снова дежурство. Всего за сутки выходит три смены.

Под такой график подстроиться сложно, а через неделю условия ещё больше ужесточились - количество больных резко возросло,  дежурить стали по шесть часов с небольшим временем на отдых. 

Основная задача Станислава - работа в отделении реанимации: сюда входит кормление больных и оказание любой помощи медицинскому персоналу. Работа тяжёлая, учитывая тот факт, что в больнице находятся пациенты в тяжёлом состоянии: от 50% -го поражения лёгких, до практически полного их отсутствия. Да и реанимация, сами понимаете, не курорт.

Средний возраст пациентов - 55-75 лет. Чаще всего заболевают тяжёлой формой Covid - 19  люди, у которых уже есть  сопутствующими заболевания: сердечные, сахарный диабет и другие. Благосклонно заморская зараза  относится и к тем,  у кого повышенная масса тела. 

Сатурация помогает понять, какая дозировка кислорода необходима больному. Либо это  увлажнённая насыщенная газовая смесь,  или искусственная вентиляция лёгких. В тяжёлом случае - интубация. Это когда в гортань вводится трубка, куда принудительно поступает кислород. В крайних случаях применяют  трахеостому -  трубка вставляется прямо в разрезанную трахею.

«Интубацию мы делаем практически каждую смену, а для трахеостомы требуется компетенция торакального хирурга» - признался Станислав. За год пандемии он научился не только делать интубацию и ставить подключичные ярёмные катетеры, но и освоил многие другие, необходимые каждому врачу навыки.

За прошедший год через руки Станислава прошло более тысячи человек. Может и больше: статистику  он не вёл. В день поступало в среднем по восемь пациентов, что очень близко к Тарусским показателям. Однажды за сутки поступило 62 инфицированных - это был пик пандемии, который пришёлся на середину осени. Сейчас, конечно,  эти цифры выглядят менее устрашающе.

Смертность от Covid-19 довольно высокая. Был случай, когда за сутки умерло девять человек,  при том, что в отделении  на этот момент  находилось всего 34 пациента. То есть, этот показатель равен 25%.

Были случаи, когда теряли молодых, тридцатилетних. Что же, у каждого своя судьба, и самое  главное, когда тебя  поддерживают родственники, друзья. Ведь бывало и так: идёт человек на поправку, готовится к выписке и неожиданно падает - тромбоз, после которого редко удаётся кого спасти.

Чаще всего подобное происходит с теми, кого отказались забирать родственники (бывает и такое!). Страшно, видите ли им. А бросить на произвол судьбы самого близкого человека не страшно? Ведь после лечения человеку требуется помощь, длительная  реабилитация, поддержка,  вместо которых он получает предательство. От такого стресса человек попросту «сгорает» в течении недели.

      Большой проблемой является растущая агрессия на фоне гипоксии. Недостаток кислорода приводит к тому, что пациент начинает оказывать сопротивление медперсоналу, переходит к угрозам. Некоторые могут попросту сбежать из учреждения. В таких случаях выход один - искусственная вентиляция лёгких.  Или остаётся только терпеть любые выходки: больные всё-таки.

 

После окончания университета Станислав планирует пойти в ординатуру. Может он станет анестезиологом, а возможно из него получится отличный реаниматор - время принять окончательное решение ещё есть. И какой бы он выбор ни сделал, остаётся пожелать ему только удачи, чтобы исполнились все мечты, чтобы он стал настоящим специалистом своего дела, таким, каких сейчас не так уж и много.

За значительный вклад в предупреждение  распространения короновирусной инфекции, тарусянин Станислав Кондратов награждён благодарственным письмом губернатора Рязанской области.

 

Вадим МАЛЬЦЕВ

 

Фото из архива Станислава Кондратова