Искать вдохновение во всём

Впервые с Тарусой  Светлана Павлютина познакомилась  в далёком 1975 году, когда приехала в гости к родственникам на летние каникулы.


Девчушке с севера, из далёкой шахтёрской Воркуты, наши «юга» очень понравились, и со следующего года такие поездки станут регулярными. В начале 80-х она поступит в Тарусское СПТУ, выбрав специальность резчика по дереву, здесь же встретит и свою судьбу.


По завершении училища, будет производственная практика в Малоярославце, потом Ленинград, где в течение трёх лет Светлана работала помощницей воспитателя детского сада при Кировском заводе.

Взращённая «Октябрём»


Но если судьба тебя однажды связала с Тарусой, эта связь будет держать тебя всю оставшуюся жизнь. Произошло это и со Светланой - не смогла она забыть наш край, и вскоре вернулась обратно.


Здесь сменила несколько профессий, одна из которых – журналист, корреспондент газеты «Октябрь». Читатели наверняка помнят её заметки, а собратья по перу охарактеризовали Светлану как «хорошего журналиста, добродушную и открытую женщину с великолепным чувством юмора».


Кисть в руки она впервые взяла довольно поздно: в 33 года. Конечно, и раньше любила живопись, а художницей  представляла себя ещё с четырёхлетнего возраста, но первую, по-настоящему профессиональную работу создала именно в возрасте Христа.


Свой дебют она запомнила ярко, как будто и не было тех десятилетий, которые промелькнули незаметно: «Это  был очень смелый поступок с моей стороны, но, в конце концов, я решилась выйти вечером на Оку и сделать наброски. Закат в тот день был особенно живописен! Неожиданно всё вокруг окрасилось в розовый цвет, потом стало сиреневым, а позже - зелёным. Краски менялись  почти ежеминутно, а я торопилась запечатлеть мгновения уходящего дня. Вдруг всё посерело, и мне показалось, что река «встала дыбом». Я растерялась и, боясь опоздать за ходом событий,  вскрикнула: «Мама! Я ничего не успеваю».


Но картина получилась на славу, а первым её оценил  супруг. Собственно говоря, он и стал для Светланы той самой «зажигалкой», которая заставила её взяться за кисть. Часто они прогуливались вместе по городу и, приметив что-то необычное, Василий тут же говорил ей: «Начинай!» В конце концов, так «допёк», что ничего не оставалось, как браться за дело.


Свой вердикт вынес и Николай Гурин: «Я не ожидал от женщины, что получится так хорошо», - скупо отметил известный тарусский живописец.  Эти слова стали первой оценкой, которую сделал признанный мастер.


Из самоучки - в мастера

Вскоре похвалы посыпались как из рога изобилия, а своим учителем на профессиональном поприще она считает Николая Гурина. «Всё, что я изображала, все свои картины я потом сразу несла на суд к Николаю Георгиевичу», - отметила Светлана.


Николай Гурин никогда не «миндальничал» с ней: как талантливый педагог, он всегда следует установленным правилам и требует той же исполнительности от других. Если заслужила замечание - получи, и не сердись  на критику, а лучше делай соответствующие выводы - пригодятся! Но нельзя скупиться и на похвалу, если, конечно, работа того стоит. Так постепенно, шаг за шагом, он сформировал настоящего мастера из простого художника-самоучки.


Природа Тарусы - любимая тема Светланы, но не менее интересны ей и старинные домишки. Она верит, что покрытые мхом и зияющие глазницами окон древние постройки имеют собственную  душу. Правда,  приобретают её не сразу, а  постепенно, «обрастая»  историей, впитывая в себя судьбы людей, которым дарили тепло и уют. Прежде чем изобразить такой домик, Светлана старается постичь его «душу», как бы приоткрыть дверь в таинственный мир когда-то населявших его жителей. 


При малейшей возможности она выбирается на улицу, и, если позволяют погодные условия, надевает на плечи свой старый, измазанный красками рюкзак и отправляется с мольбертом в какой-нибудь живописный укромный уголок. Иногда её можно найти в Долине грёз, а может, она вам  встретится на берегу Оки или Таруски, или в каком-нибудь старом переулке. Добродушная от природы, Светлана Львовна не станет ворчливо отворачиваться от любопытных глаз: что же, и поговорить можно, если это «глаза» знакомого.


Сюжеты для картин Светлана не выбирает специально. Просто пишет то, что затронуло душу, удивило во время одной из прогулок. Необязательно это будет раскидистая берёза на пригорке или нечто подобное: однажды её внимание привлекла старая коряга, вокруг которой, как маленькие золотые монетки, сгрудились  первые соцветия мать-и-мачехи. Взяться за кисть может вдохновить и причудливая ветка дерева, одинокий дикорастущий куст или ещё какая-нибудь неприглядная на первый взгляд «мелочь».


Автограф нужен обязательно


Есть у Светланы Павлютиной одна несвойственная художникам черта: практически все её картины безымянны. Удивительно! Любой живописец стремится сохранить своё имя, придумывает загогулистый автограф, и дело здесь далеко не в тщеславии! Безымянное произведение - как сирота, вынуждено скитаться по миру с ярлыком «работа неизвестного мастера», а ведь создатель вправе гордиться своим творением, чувствовать себя причастным  к чему-то большому, хорошему.


Замечания по поводу отсутствия авторской подписи ей делают не только наши, но и зарубежные ценители искусства, которые приобрели работы Светланы Павлютиной. Её картинами могут похвастаться частные собрания Германии, Франции, других европейских стран, а также Японии и  США.


Первая акварель, ставшая достоянием зарубежных коллекционеров, носит имя  «Ока в тумане. Дождливый день». Её купили предприимчивые японцы ещё в 1993 году. В отличие от многих маститых художников, Светлана Павлютина относится к своим произведениям проще, не требует за них заоблачных сумм, так как считает, что искусство не имеет права быть источником наживы, а должно быть доступным для всех желающих.


Её картины популярны и любимы в народе, поэтому быстро расходятся «по рукам». Бывает, что из созданного за сезон остаётся всего 3-4 работы. Конечно, такая расточительность не может не вызвать нареканий: «Что ты делаешь! Оставь хоть что-нибудь для себя!» - неоднократно делал ей замечание Николай Гурин. Но у Светланы другое мнение: «Чем больше попадёт в частные руки, тем большую известность картины впоследствии принесут своему создателю». Что же, правильное решение! Осталось только разработать и внедрить авторскую подпись…


Первая персональная выставка картин Светланы Павлютиной состоялась ещё в далёком 2000 году, в Доме Позняковых. Нестандартный образ мышления, её особенный стиль вызвали положительные отклики у посетителей. Пройдёт несколько месяцев, и  в том же 2000 году, она вступит в Московский Союз художников «Родники».


Позднее её картины будут выставляться  не только в Тарусе, но и Калуге, Москве (Выхино), где многие из них получили высокую оценку посетителей. Но настоящей вершиной своего творческого пути она считает персональную выставку, открывшуюся осенью 2020 года в Тарусе, в одном из залов  Московского Дома художников.  Событие вызвало живейший интерес публики,  не обошли его вниманием и «избалованные» новостями соцсети.


У любого творческого человека всегда есть планы на будущее. Некоторые  «витают в облаках», а кто-то выбрал вполне земные цели - это личное дело каждого и очень хорошо, когда такие планы есть. Поделилась своими мечтами и наша героиня:

«Если я смогу найти в себе силы поддерживать себя в добром здравии, если у меня ежедневно будет время для занятий любимым делом, то большего мне и не нужно! А что будет дальше - одному Богу известно».

И в этом заключается вся правда её весёлой и немного экстравагантной натуры: держаться «до последнего патрона», несмотря ни на что, искать, находить и отображать красоту окружающего мира, его бесконечное разнообразие.  Иного настоящему художнику и не надо.


Вадим МАЛЬЦЕВ.


Фото из архива Светланы Павлютиной.