Всё в этих залах дышит вдохновеньем

В Тарусскую картинную галерею Елена Варёнова пришла работать в далёком 1981 году, сразу по окончании 10 класса средней школы. Тогда  она ещё не знала, что это решение определит всю её жизнь.


Профессию выбрала по рекомендации своего учителя Марии Сергеевны Лебедевой – она-то и посоветовала обратиться в музей, где было одно вакантное место.


Задачей младшего научного сотрудника, «чин» которого получила Елена Владимировна, стало проведение экскурсий и чтение лекций. Кроме того, она готовила выставки, размещала картины на стенах, хлопотала даже за выполнение косметических ремонтов – в общем, выполняла эти и многие другие функции, которые, за отсутствием технического персонала, до сих пор лежат на плечах научных работников.


Тарусская картинная галерея является первым городским музеем, и в момент своего открытия в 1963 году занимала один из залов Дома пионеров. Первым народным директором был Борис Прохорович Аксёнов, который создал  объединение художников, долгое время переписывался с министерством культуры СССР, художественными музеями, продвигая идею создания в Тарусе картинной галереи на основе коллекции Николая Петровича Ракицкого.


Через восемь лет после открытия, в 1971 году,  экспозиция переместилась в новое здание, где  находится и поныне. Статус галереи повысился: она вошла в сеть государственных учреждений и стала филиалом Калужского художественного музея. Собрание пополнили картины Айвазовского, Поленова, Ржевской и многих других замечательных художников.


Все эти материальные ценности раньше практически не охранялись: не было ни сигнализации, ни оконных решёток. На ночь музей закрывался обыкновенной фанерной дверью, которая запиралась на обычный навесной замок. Интересно, что до наступления перестроечного периода никаких, даже малейших попыток воровства, не произошло.


Защита всё-таки появится, когда в здание заберутся первые грабители. Это будет в конце 80-х, в самом начале «лихих времён». Из Малого зала первого этажа ночью были похищены две картины Сверчкова и Боголюбова, известных русских живописцев 19 века (в это время в галерее работала выставка из фондов Калужского музея изобразительных искусств). Проникновение произошло со стороны сада. К сожалению, похищенные полотна так и не были найдены, а сотрудникам Тарусской картинной галереи пришлось установить решётки на окна и укрепить входную дверь.


К сожалению, эти меры предосторожности не спасли от второй кражи, случившейся  всего несколько лет назад: похищение трёх ценнейших полотен произошло по сценарию, которому мог бы позавидовать Голливуд. О событии в своё время было написано достаточно. Впрочем, история закончилась благополучно, злоумышленников вскоре поймали, а музей оснастили камерами видеонаблюдения.


В годы перестройки число посетителей резко сократилось. Если в 1983 году  в Тарусской картинной галерее побывало 86 тысяч человек, то в первые «послеразвальные» годы - всего 14–15 тысяч. Кстати, эта статистика практически  не изменилась  до сих пор.


- Раньше площадь Ленина была частенько заполнена «Икарусами», а чтобы справиться с потоком туристов, приходилось даже нанимать на лето дополнительных работников. После резкого сокращения финансирования в 90-е годы такое явление ушло в прошлое, - констатирует Елена Владимировна. – К сожалению, стали реже проходить и  школьные экскурсии.


Но есть и положительные стороны. Например, со снижением количества повысилось «качество» посетителя. Современный любитель изобразительного искусства избирателен, хорошо осведомлён в тонкостях и нюансах.


В советское время не было интернета, и люди  открывали для себя Ватагина, Брюллова, Айвазовского и других художников только благодаря музейным экскурсиям.  Сейчас даже школьники имеют неплохие познания о творчестве известных российских и зарубежных мастеров. Интернет дал людям уникальную возможность совершать виртуальные экскурсии по музеям России, Италии, Франции и других стран, знакомиться с архитектурой городов, в которых, может быть, не удастся побывать никогда.


Самым тяжёлым периодом в своей работе Елена Владимировна считает середину 80-х годов. Однажды зимой,  когда трещали сильные морозы,  на втором этаже прорвало систему отопления.


Были как раз выходные, а в понедельник утром,  придя на работу, сотрудники увидели ужасающую картину: клубы пара застелили весь первый этаж, где располагалась экспозиция художника-графика Костицина. К сожалению, все картины были уничтожены.


И хотя второй этаж практически не пострадал, дело закончилось грандиозным скандалом. После этого случая музей временно перебрался в старое помещение Дома пионеров.


Последствия того происшествия ощущаются до сих пор: в здании местами крошатся стены, до сих пор «барахлит» электропроводка.


В 2000 году Елена Варёнова возглавила музей. Благодаря её содействию, а также спонсорской поддержке, в картинной галерее был произведён текущий ремонт, приобретена мебель,  необходимая оргтехника. Большую помощь в реконструкции оказали Александр Шуклин, Владимир Давыдов, Дмитрий Жданов и другие меценаты.


В позапрошлом году в стенах Тарусской картинной галереи был открыт виртуальный концертный зал, дающий  возможность посетителям в режиме онлайн присутствовать на любых мировых культурных событиях.


Начиная с 2000-го года, в Тарусской картинной галерее проходят выставки, которым могли бы позавидовать многие музеи страны. Достаточно назвать имена З. Церетели или народного художника П.И. Бондаренко (автора памятника Ленину), Н. Тоидзе и многих других. С 2013 года, совместно с ЕАЕН (Ганновер), музей участвует в  совместном проекте «Портрет Мира», за 30-летний рубеж перешагнул ежегодный проект «Москва – Таруса», а не так давно взялись за реализацию новой идеи «Разные сравнения».


Но вместе с положительными переменами есть и ряд проблем, требующих скорейшего решения. Зданию давно требуется капитальный ремонт. Необходимо также  полностью заменить электропроводку, оборудовать нормальный санузел. Собственными силами здесь никак не обойтись. Пользуясь случаем, Елена Владимировна через нашу газету обратилась за помощью к потенциальным благотворителям, которых может заинтересовать дальнейшая судьба этого значимого музея Тарусы.

Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото из архива Елены Варёновой