171 боевой вылет на счету

 

Прошел месяц со дня столетнего юбилея Георгия Ивановича Амелина – легендарного лётчика, уроженца деревни Слободка Тарусского уезда.


Тарусская земля свято чтит память одного из своих славных сыновей, чьи подвиги во имя мира на земле во времена военного лихолетья превосходят все мыслимые и немыслимые человеческие возможности.


Герой Советского Союза, командир легендарного штурмовика «Ил-2» (на фото), совершивший 171 успешный боевой вылет, он упорно и целенаправленно громил врага, чтобы стереть с лица земли фашистскую нечисть. Командование отмечало мужество, спокойствие и выдержку Георгия Ивановича, с которыми он шел на каждый свой бой. И он не изменял себе, заведомо зная, что одна из его небесных дорог может внезапно оборваться навсегда.


К счастью, он прошел войну до конца, был востребованным специалистом в мирное время, но самое главное – он еще при жизни являлся реальным примером стойкости и мужества для молодого поколения. Каким, впрочем, остается и по сей день. Современники, которым посчастливилось общаться с Георгием Ивановичем, отмечают, что он был спокойным, мягким, добрым и в то же время в нем чувствовалась железная воля. Он был немногословен, предпочитал почти не говорить о войне. 


О нем написаны книги, его именем названы улицы, память о нем свято хранят музейные экспозиции. Те, кому интересна судьба и боевой путь знаменитого летчика, могут найти информацию о нем из разных источников. А наш сегодняшний рассказ, основанный на тщательном изучении боевых документов, надеемся, дополнит летопись славных подвигов Георгия Ивановича. С этими уникальными свидетельствами читателей «Октября» знакомит член районного поискового отряда «Тарусский рубеж» Александр Проказов.         


- Что кроется за сухими цифрами – 171 боевой вылет? Среднее количество боевых вылетов у штурмовиков на один потерянный экипаж составляло 12 вылетов в 1941 году, 35-38 в 1943 году, более 50 – в 1944-1945 году, - рассказывает Александр Вячеславович. – Количество боевых вылетов зависело от отдельной войсковой части, отдельного авиаполка. И все же, цифра 171 перекрывает многие летные достижения. Кстати, именно летчики-штурмовики дали самое большое количество героев Советского Союза – 680.


Наш герой относился к штурмовой авиации и служил в 208 штурмовом Станиславском Краснознаменном орденов Суворова и Кутузова авиационном полку. Это полк, овеянный славой.


Вначале он был бомбардировочным, оснащенным уже не новыми скоростными бомбардировщиками конструкции Туполева. В 1941 году полк понес большие потери техники и живой силы. Действуя в районе Западной Двины (Невель, Великие Луки) в период с 30 июня по 14 июля 1941 года полк потерял 55 самолетов и 105 человек летчиков. Это колоссальные потери, буквально - мясорубка.


Уже 14 июля полк сдает оставшиеся 6 самолетов и убывает в Тамбов на укомплектование личным составом, и его пересаживают на тяжелые «И-3». В это время полк становится 208 пикирующим бомбардировочным полком в составе 6 авиакорпуса ПВО Москвы.


Здесь просматривается интересная связь с Тарусой: Амелина еще нет в полку, а его летчики уже летают в наших краях. Именно в этот авиакорпус входил истребительный полк, который базировался в Серпухове.


Во время битвы за Москву и контрнаступления под Москвой потери уже не такие большие: мы потихоньку начинаем учиться воевать. Количество боевых вылетов на один потерянный самолет составляет уже 68.


В 1942 году полк отправляют в город Чапаевск (ныне -Самарская область), для переучивания личного состава на новую матчасть и новые самолеты – легендарные штурмовики «Ил-2».


24 июня 1941 года он становится 208 штурмовым авиационным полком. 8 августа 1942 года к командованию полком приступает майор Степан Харитонович Марковцев. «Батя» - так называли его бойцы, а было Степану Марковцеву всего 35 лет. Тогда вообще все были очень молоды. Георгию Амелину в начале его боевой деятельности исполнилось 22 года.


Бойцы относились к своему командиру с огромным уважением. Полку приходилось часто перебазироваться на новые места, и перед тем, как перебазироваться, Марковцев сам, с отческой заботой, облетал район, лично фиксируя все детали территории.


10 августа 1942 года случился страшный бой на Воронежском фронте. В этот день полк отличился: у города Коротояк девять штурмовиков «Ил-2» 208 полка уничтожили и рассеяли порядка 17 тысяч венгерской пехоты, воевавшей на стороне фашистской Германии.


После Воронежской битвы полк перебрасывают под Сталинград, где штурмовыми бомбовыми ударами он поддерживает смыкание кольца вокруг группировки Паулюса.     


Под Сталинградом количество боевых вылетов на 1 потерянный самолет составило уже 33, затем – 60.


В марте 1943 года полк вновь отправляется в Москву для получения новых самолетов «Ил-2» с новым вооружением – 37-милимметровыми пушками.


В Москве летчики обучаются на новую матчасть, формируется до 3 эскадрильного состава: это 32 самолета с экипажами. В их число попадает и младший лейтенант Георгий Амелин.


В рассекреченных документах Министерства обороны РФ обнаружились два интересных документа: журнал боевых действий 208 штурмового авиационного полка и летопись «Боевой путь нашего полка», где скрупулезно описана и боевая и партийная деятельность, количество награжденных и количество потерь.


Эти документы содержат впечатляющие цифры о деятельности полка. Так, за период с июня 1941 по август 1944 года полком уничтожено 455 танков, 2368 автомобилей, 53 бронетранспортера, 26 штабов, 51 состав с цистернами с горючим, 28 товарных эшелонов, сбито 37 самолетов, уничтожено 484 подводы, сбито 173 бомбардировщика, уничтожено 288 орудий и минометов, рассеяно и уничтожено до одной дивизии личного состава противника.


Сброшено 756 тонн бомб, выпущено 5150 реактивных снарядов, сотни тысяч пушечного вооружения, в их числе – снарядов 192 721 Волкова-Ярцева.


(Продолжение следует).

 

Подготовила Ирина ТОКАРЕВА.