Неотложка и жизнь человеческая — вещи несовместимые?

Когда Константин Баранов, будучи еще министром здравоохранения Калужской области, визировал свой приказ №830 от 19 августа 2019 года - о централизации службы Скорой помощи и создании Единой диспетчерской службы (ЕДС), больше чем уверен: он исходил из лучших побуждений, иначе правительство его бы просто не утвердило. По нему выходило: и техника отныне под надлежащим контролем, и диспетчеру проще знать ситуацию на данную минуту.


Однако мне неизвестно - советовался он с профильными специалистами в ходе работы над проектом документа, или нет (хотя подобное трудно себе представить), но с момента его обнародования сразу же стали множиться слухи и разговоры, суть которых сводилась к следующему.


Мол, к добру он — приказ - не приведет, сбои начнутся обязательно. Хотя бы по причине того, что нам далеко до «централизации», когда не видишь оператора и не знаешь его в лицо. Вроде бы и скованные одной цепью, но будет ли взаимодействие — вопрос вопросов, цена которому —человеческая жизнь!


Постепенно разговоры стихли, сошли на нет. Худо-бедно - работа в новых условиях начала притирку, обе стороны — и «заказчики» и исполнители — присматривались друг к другу, отыскивая (и находя) сильные и слабые стороны, за которые можно побольнее укусить.


Хорошо известно: на отладку любого механизма требуются годы, мы же хотим все и сразу. Но так не бывает. Хотя, положа руку на сердце, надо честно признать: взаимоотношения «Скорая – Пациенты» долгие годы находятся далеко не в лучшем состоянии.


А раз так, то и 830-й начал пробуксовывать чуть ли не с самого начала: интернет-порталы запестрели сообщениями о сбоях в системе Скорой, порой оборачивавшиеся летальными исходами. Но социальная сеть и телевидение —вещи неосязаемые, не способные передать запах и боль человека, горе его родных и близких.


Ты читаешь, смотришь и надеешься, что тебя это не коснется. Наивный! Не случайно мудрецы из Поднебесной не устают повторять: «Не дай вам Бог жить во времена перемен!»


Итак, по порядку. Днями довелось стать невольным свидетелем «оперативности» Скорой, когда соседу по этажу Б. потребовалась экстренная помощь. Пока готовился материал, больной, увы, скончался.


Вызов в ЕДС ушел в 7:45. Принимающая сторона стала ждать. Прошел час, другой, третий, а вопрос так и  висел в воздухе. И когда реанимобиль все же появился на территории дома-интерната, часы показывали 11:15.


Подведем итог: на все про все ушло четыре часа с хвостиком. Как горько пошутило одно ответственное лицо дома-интерната, впору было заказывать машину с надписью «Ритуальные услуги»…


Но не спешите с возмущениями и выводами! ВременнОй показатель неотложки в этот раз — еще не рекорд. Знавали мы времена, когда подобную услугу пришлось ждать...7 часов! Как говорится, дальше некуда.


Спрашивается, чем можно объяснить медлительность тех, кому предписано появляться на месте чрезвычайных ситуаций в числе первых, оперативно? Тем более, когда речь идет о маломобильных клиентах, которым, в отличие от остальных, добраться до больницы практически невозможно.


Можно посетовать на дороги. Допускаю. Но утром они вряд ли загружены под завязку. Да и проблесковый маячок вместе с сиреной всегда под рукой. Можно сделать скидку на идущий на спад коронавирус. А человек отправился в мир иной.


Так что же, в конце концов, привело к трагедии - пусть это и частный случай?


Может быть, вмешались непредвиденные обстоятельства, и винить здесь некого? Впрочем, есть два человека, в силу своего служебного положения несущие ответственность за жизнь проживающих в регионе.


Первый – губернатор области Владислав Шапша. Однако его Прямая линия в соцсетях, где я напрямую задал ему вопрос о проблемах со Скорой помощью, ситуацию мало прояснила.


С министром здравоохранения России Михаилом Мурашко глава региона встретился буквально на следующий день после Прямой линии. Итог их беседы: медицина региона получит поддержку на уровне Минздрава, областное правительство закупит для больниц региона 64 спецавтомобиля. Что-то, видимо, достанется и нам. А человека, к сожалению, не вернешь…


«Каждый раз, когда я вижу едущие с мигалками машины Скорой, мысленно желаю им успеть. Просто успеть. И пусть эти машины всегда успевают приехать вовремя», — словами-заклинаниями однажды «выстрелил» фейсбук. Эх, эти бы слова да Богу в уши!


Мысленно погружаюсь в клип на песню «Так хочется жить!», с надрывом в голосе исполняемую группой «Рождество». А в ней — подтекстовый вопрос: знает ли Скорая, как хочется жить?


Если мы обойдемся (на данном этапе) без взаимных упреков, глядишь, со временем и на него найдем ответ. Пока же… Пока же получается, что неотложка и жизнь человеческая - вещи, к сожалению, несовместимые, отчего поневоле бросает то в жар, то в холод.


А читатели «Октября», надеюсь, могут подтвердить мои слова и привести не один вопиющий пример, когда служба «03» оказывалась пускай и в том месте, но не в то время. Но это, как  говорится, совсем другая история.

       
Александр БОЧАРОВ.

Фото из открытых источников.