«Григорьев - святая душа-человек»

К 130-летию со дня рождения художника Александра Владимировича Григорьева.


В Третьяковской галерее находится портрет Григорьева работы С. В. Малютина, написанный в тридцатых годах. С полотна на нас смотрит человек, сильный духом, непреклонный и очень добрый.


А. В. Григорьев родился 28 мая 1891 года в селе Пертнуры Казанской губернии в семье сельского учителя, выходца из крестьян. Его с детства влекла живопись.


Григорьев учился сначала в Казанской учительской семинарии, а затем (1910-1915) в художественном училище у П. П. Бенкова и Н. Фешина. В 1915-1917 годах он продолжает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И. Машков, К. Коровин, А. Архипов, В. Мешков.


В 1919 году Григорьев вернулся на родину в Козьмодемьянск вместе с молодой женой, москвичкой Евгенией Баклановой. Будучи заведующим Волостным отделом народного образования, он способствовал открытию художественно-декоративной мастерской. Была организована первая художественная выставка и создана художественная школа, открыт музей.


За время работы в Марийском крае Григорьев нарисовал в карандаше портреты отца, С. Локтева, Алафузова. В 1922 году художник возвратился в Москву, работал в Отделе музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомата просвещения.


В том же году Григорьев вместе с председателем Товарищества передвижников основал Ассоциацию художников революционной России (АХРР). С 1923 по 1927 год был ее председателем, а с 1928 по 1932 год - председателем Союза советских художников. Живя в столице, Григорьев приобрел для Козьмодемьянского музея 50 картин, скульптуру, фарфор.


В начале тридцатых годов Александр Владимирович был заместителем директора Третьяковской галереи, художественным редактором Госиздата, заведующим отделом Музея революции.


С 1934 года Григорьев жил в Тарусе. В это время он был председателем Всероссийского союза кооперативов художественных объединений, который занимался поддержкой художников, организацией творческих командировок и выставок.


А. В. Григорьев попал под репрессии тридцатых годов. Его арестовали в ноябре 1937 года и осудили за антисоветскую деятельность. Почти 9 лет художник провел в Карагандинском трудовом лагере. Григорьев написал Ворошилову, с которым был знаком, просил пересмотреть дело, но это не дало результатов.


После освобождения в 1946 году Александру Владимировичу запретили жить в Москве. Он поселился в Тарусе, где прожил вплоть до 1954 года. Жил он в полуразрушенном войной доме на улице Ленина, зарабатывая на жизнь написанием вывесок. Только несколько друзей помогали ему.


«Друзья помогли оборудовать мастерскую, предоставили все необходимое, чтобы снова можно было работать. Я пытаюсь начать жить заново. Все просто: взяли, замучили и отпустили. Живите, раз уж вы выжили...»,- писал Григорьев своему другу Л. Анчелович.


Тарусу и ее окрестности Григорьев писал с какой-то особенной, трепетной любовью. В Третьяковской галерее находятся два его тарусских пейзажа «Зима» и «Цветущий май». На последнем изображен уголок сада художника, его любимая сосна. Буйно цветут яблони и вишни. В изумрудном одеянии - березки над оврагом. Все цветет, благоухает.


В этом саду, в доме Александра Владимировича, стоявшем у березовой рощи, бывали многие видные художники: Бакшеев, Терпсихоров, Ромадин, Горощенко, Лысенко, Богородский. Григорьев боролся за утверждение принципов реализма в изобразительном искусстве. На его холстах - сама Таруса и ее окрестности: Курган, березовая роща, Ока, Ильинское поле, большак.


16 июня 1954 года Александр Владимирович Григорьев был реабилитирован. В 1956 году ему назначили пенсию общесоюзного значения. Он был избран делегатом 1 съезда советских художников. В августе 1960 года Григорьеву было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Марийской АССР.


В последние годы жизни Григорьев тяжело болел. Когда болезнь отступала, снова брался за кисть. Один из последних его этюдов - «Тарусская околица». Он занялся также написанием книги «Мысли Репина об искусстве».


Встреча с Ильей Ефимовичем навсегда осталась в его памяти. Летом 1926 года Григорьев вместе с Бродским, Радимовым и Кацманом по поручению правительства ездил к Репину в Финляндию, в местечко Куоккала (ныне Репино).


Тарусяне и все, кто знал Григорьева, называли его «ходячей энциклопедией искусства». Он досконально знал историю мирового изобразительного искусства, встречался со многими великими художниками и свои феноменальные знания передавал людям.


Особенно тянулись к нему студенты художественных вузов, которые проходили в Тарусе практику. Александр Владимирович был не только наставником, но и другом многих и многих известных художников. Благодаря ему они узнали и полюбили Тарусу.


25 августа 1961 года А. В. Григорьев умер. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.


Работы художника можно увидеть в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музеях других городов нашей страны и мира.


Татьяна ЗОРИНА, библиограф.

На фото: А. В. Григорьев.