Первый директор картинной галереи

27 апреля 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения Бориса Прохоровича Аксенова - Почетного гражданина Тарусы, которой он служил до последнего дыхания.


Его вклад в культурное развитие города велик. Борис Прохорович стоял у истоков городской картинной галереи, был ее первым общественным директором. Целый этап в развитии Тарусского народного театра связан с именем Аксенова.


Жизнь Бориса Прохоровича богата событиями, встречами, творческим служением любимому делу. Родился он в Москве, еще до революции закончил здесь техническое училище и уехал в Орел, где занялся производством черепицы для сельского строительства.


Крыши в деревнях тогда были соломенными, часто возникали пожары. Черепица спасала от этой беды. Все свободное время Аксенов посвящал искусству. Еще в Москве, занимаясь в училище, он посещал театральную студию. А когда революция выдвинула лозунг «Искусство - в массы!», Борис Прохорович решил, что на культурном фронте он принесет больше пользы.


Но в московские театры он не пошел, а отправился в многолетнее путешествие по стране с «Синей блузой» -драмой и гротеском.


В 1929 году Аксенов возвратился в Москву. На бирже труда узнали, что он - строитель-технолог. Страна тогда приступила к реконструкции промышленности. Велось большое строительство, и Аксенову предложили работу по этой специальности.


Борис Прохорович пошел работать в институт сооружений. Более десяти лет он занимался проблемой крупноблочного строительства. Это дело захватило его. Только инфаркт, нанесший Аксенову два сокрушительных удара, заставил его уйти из строительства и опять заняться искусством.


Он покинул Москву и отправился в путешествие по городам страны с театром миниатюр. В Тарусу Борис Прохорович попал в марте 1949 года с бригадой артистов эстрады под руководством Кефалло, где был ведущим программы.


Директором Дома культуры, где проходили выступления, был тогда Семен Сергеевич Калекин, приехавший в Тарусу двумя месяцами раньше. Он познакомил Аксенова с городом, увлек своими творческими планами, предложил место художественного руководителя. Аксенов согласился, тем более что срок его контракта с Калужским концертно-эстрадным бюро уже истекал. Да и врачи, беспокоясь о его здоровье, советовали поселиться в небольшом городке и пожить спокойно. А Таруса Борису Прохоровичу понравилась: здесь можно было отдохнуть, посидеть с удочкой над рекой.


9 мая 1949 года все сотрудники Дома культуры вышли на пристань встречать пароход «Серпухов», на котором прибыли из Алексина супруги Аксеновы. Для них уже была снята квартира на улице Свердлова у Полины Георгиевны Овчинниковой, куда все и отправились.


С приездом Аксенова работа в Доме культуры развернулась по-настоящему. Еще до приезда Калекина бывший директор Дома культуры Гуженкова развалила всю работу. Перестал существовать духовой оркестр, вечера отдыха не проводились, не говоря уже о спектаклях. Борис Прохорович буквально возродил народный театр!


Он ставил в год по два-три спектакля. В 1957 году Тарусскому Дому культуры было присвоено звание «Лучший Дом культуры РСФСР». В этом - огромная заслуга Б. П. Аксенова. Даже уйдя на пенсию в 1958 году, он оказывал помощь драматическому коллективу, вел бесплатно кружок художественного слова в Доме пионеров.

Б. П. Аксенову принадлежит значительная роль и в организации Тарусской картинной галереи. О галерее в Тарусе, городе художников, мечтал еще Поленов. Потом эту же мечту несколько лет лелеял художник Григорьев. Но долгие годы мечта так и оставалась мечтой. Нужны были люди, которые бы взялись за дело и не отступились от него, пока оно не увенчалось бы успехом.


И такие люди нашлись. У Бориса Прохоровича Аксенова возникла идея организовать в Доме культуры выставку работ студентов ВГИКа.


Первая выставка была организована в 1951 году.


Татьяна ЗОРИНА.


На фото: Б. П. Аксенов с рисунка Н. И. Бревды. 1965 год.