Миры Юлии Хотян

Что для нее ближе - Таруса или Климовск, она и сама точно не знает. Оба городка оказали большое влияние на судьбу и дальнейшую карьеру известной художницы, и поэтому  являются для неё одинаково родными.

Первый опыт

Практически каждое лето, начиная с двухлетнего возраста, Юлия проводила в Тарусе. Её родители трудились на оборонном заводе, а свой отпуск предпочитали проводить в нашем тихом и неторопливом городке, куда всегда брали с собой дочь. Дни, проведённые на приокских турбазах, в музее-усадьбе Поленово, постепенно закладывали в юную душу то зерно, которое впоследствии даст удивительные всходы, подарив нашей земле ещё одного замечательного мастера.


Свой первый художественный опыт Юлия Хотян получила ещё в раннем детстве, когда «жертвами» её  экспериментов с красками стали  обои родительского дома, которые она расписала разноцветными детскими рисунками. Увидев эти художества, родители не стали наказывать дочь, а тут же решили: «Будет художником!»

Детская мечта и мудрое решение родителей, по словам самой Юлии, предопределили её дальнейший путь. Правда, она до сих пор не считает его до конца пройденным.

Следующий шаг на художественном поприще она сделала под руководством своего деда Михаила Егоровича Хотяна, который взялся за воспитание внучки сразу после истории с обоями. В своё время это был подающий надежды мастер, на дальнейшую судьбу которого сильно повлияла война. Юлия до сих пор с теплотой в душе вспоминает эти уроки,  и именно их она считает своим первым шагом в большое искусство.


Дальше была художественная школа города Климовска, а по окончании – художественно-графический факультет Московского Ленинского педагогического университета. Защитив диплом по специальности «преподаватель изобразительного искусства», Юлия вернулась в родную школу, но уже в качестве педагога.


Первые по-настоящему профессиональные картины Юлия Хотян создала довольно рано. Правда, она и сама не припомнит, какую из них считать таковой. Но из всех ранних произведений она особо выделяет свою дипломную работу. Это триптих «Портрет пожилой женщины», который  художница  считает «тропой в Союз художников России».


Портрет высоко оценила не только экзаменационная комиссия, но и посетители подольской выставки, на которой триптих был выставлен в 1992 году, став центральной частью экспозиции.

Хотян и Таруса

В Климовской художественной школе Юлия преподаёт до сих пор, но всё также верна она и своей второй малой родине – Тарусе. Наш край продолжает оставаться для неё источником вдохновения, местом, где рождаются новые идеи, и можно всегда отдохнуть душой. Практически каждое лето она неизменно проводит в Тарусе, которую ежегодно открывает для себя заново. Этим открытием может оказаться нетронутый уголок природы, обнаруженный во время прогулки, или старый покосившийся домик на окраине города. Кто знает, что ещё может встретиться  на извилистых городских  улочках!


Кстати, такие находки сделать  в Тарусе проще простого! По признанию Юлии, здесь, куда ни поверни голову, тут же найдёшь себе фронт работы. В первую очередь это касается старой части города, а уж если выйти за его пределы, тут, как говорится, и искать не надо.


Неизменно привлекают её внимание старые городские улочки, согнувшиеся под тяжестью возраста раскидистые деревья.  Однажды, прогуливаясь по одной из таких улиц, Юлия Хотян приметила яблоню, покрытую сочными спелыми плодами. В тени старого дерева пряталась древняя покосившаяся избушка. Замерев от восторга, Юлия тут же увидела не просто новый сюжет, а как бы негласный символ Тарусы. В этот день родилась одна из лучших её работ.


Тарусяне открыли для себя новую художницу благодаря её  персональным выставкам (всего их было пять). Ежегодный праздник красоты, в который превращается экспозиция её работ, проходит каждое лето в Тарусской картинной галерее, и всегда привлекает внимание ценителей настоящего искусства. Юлия Хотян узнаваема, любима, популярна. Круг поклонников её творчества растёт; многие очарованы не только талантом, но и оптимизмом, весёлым и добродушным характером художницы, её способностью выражать свои эмоции в полотнах.

Признания и  странствия

В 2000-м году Юлия Хотян присоединяется к Подольскому объединению художников, её персональные выставки проходят в Подольске, Москве, Тарусе и других городах. Большой интерес у ценителей искусства вызвала выставка в Чехове, которая состоялась в 2015 году в усадьбе Лопасня-Чеховское.


Но на особом месте - совместная выставка с известным скульптором, академиком Российской академии художеств Александром Бургадовым (2016 год, музей-усадьба Поленово).  За участие в ней Юлия Хотян была отмечена  благодарностью Российской академии художеств.


Высоко ценят работы Юлии и тарусские художники, с которыми неоднократно её путь пересекался на ежегодных пленэрах «Мусатовская осень».


В том же 2000 году она вступает в Союз художников России, получив давно заслуженное признание в профессиональном сообществе.


В выборе направления у неё никогда не было никаких исканий – только реализм. Юлия старается избегать любых абстрактных терзаний и прочих вычурных изысков,  предпочитает  изображать жизнь в том виде, в каком она была создана Природой. А вот с красками опыты допустимы: в зависимости от настроения, она смело экспериментирует как с  акварелью, так и с маслом, но не отдаёт предпочтения ни тому, ни другому.


Неугомонная душа всегда в поиске: Юлия много путешествует, и в основном это старинные русские города. Суздаль она полюбила раз и навсегда,  неоднократно посещала Переславль-Залесский, другие города Золотого кольца России. Привлекают её и мало затронутые цивилизацией леса Карелии, её многочисленные озёра и реки.


Часто бывают поездки и за границу, откуда она всегда возвращается с массой зарисовок, этюдов. Болгария (Балчук), Греция, итальянские города Рим, Венеция, Флоренция дали начало целому направлению в её творчестве. Много новых идей принесли поездки по Китаю, Тунису, Египту, Турции, Таиланду и Камбодже. Наброски, сделанные во время поездок, стали своеобразными «вешками памяти», а лучшие из них обрели новую жизнь в великолепных полотнах.

 


Каждый город уникален по-своему, но больше всего Юлия восторгается Венецией. Красота уходящих под воду кварталов, улиц-каналов и древней архитектуры настолько очаровала художницу, что вскоре появилась отдельная серия работ, названная «Венецианской».


Венецианская серия появилась задолго до посещения  этого прекрасного города. Утопающую в водах Адриатики Венецию Юлия мечтала посетить с детства, часто рисовала в своём воображении ее облик, а когда, наконец, побывала, то с удивлением отметила, что облик города в точности соответствует её фантазиям.

Душа мастера

Как человек, тонко чувствующий красоту природы, Юлия Хотян очень любит цветы. Правда, предпочтения какому-либо цветку не отдаёт: здесь всё зависит от настроения, душевного состояния. Бывает, что  вдохновение могут принести несколько сорванных в поле ромашек или васильков, а пышный дорогой букет не вызовет никаких  эмоций. Яркие и сочные полотна «цветочной» серии, созданные в момент такого душевного порыва, поражают своей реалистичностью, и порой кажется, что букетам на её картинах остаётся только благоухать - настолько детально прорисован каждый цветочный лепесток.


В процессе создания картины Юлия как бы «уходит в себя», в глубины своего сознания. Она не любит, когда за её работой наблюдает толпа зевак, и предпочитает уединение. Художницу можно встретить в самых укромных уголках города и за его пределами, но чаще всего это будет берег Оки или Таруски.  Эти реки являются для неё источником вдохновения, а местами переливчато журчащая Таруска напоминает ей беспокойные речушки Карелии.


Многие сюжеты картин навеяны добрыми воспоминаниями, что-то было создано на основе пережитого, но большая часть зарисовок ещё ждёт своего часа. Красивых мест в мире предостаточно, но Юлия уверена, что только для одной Тарусы недостаточно целой жизни, чтобы сохранить в полотнах хотя бы малую часть местных красот.


Работы Юлии Хотян можно найти и в качестве иллюстраций к известным литературным произведениям, таким как «Любовь к жизни» Джека Лондона, четырёхтомнику замечательного детского писателя Вячеслава Крапивина, а также двухтомнику Анны Ремец. Фоторепродукции её картин  вы найдёте и в ежегодном каталоге-справочнике «Искусство России».


Душа художника хранит много невысказанного, и вскоре почитателей и ценителей творчества замечательной тарусской художницы Юлии Хотян  ждут новые  открытия, которыми станут её новые, живые картины.


Вадим МАЛЬЦЕВ.


Фото из архива Юлии ХОТЯН.