Тарусский народный театр

27 марта - Всемирный день театра

 


Тарусская земля богата своими театральными традициями. Здесь в 60-70-е годы XVIII столетия жил «отец русского театра» А. П. Сумароков. Его перу принадлежат девять трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. Сумароков был первым директором первого русского театра. Он выполнял функции и художественного руководителя, и режиссера, и сценографа, и воспитателя труппы, не прекращая при этом писать пьесы. В Тарусском имении Сивцево им созданы комедии «Рогоносец по воображению» и «Вздорщица», прообразами послужили тарусские дворяне.


Весной 1889 года в наших местах впервые появился художник В. Д. Поленов. В 1890 году он поселился с семьей в Бехово, что на противоположенном берегу Оки. А два года спустя построил на высоком холме над Окой усадьбу Борок. С 1905 года до конца жизни Поленов был председателем секции содействия устройству фабричных, деревенских и школьных театров при Обществе народных университетов.


В 1915 году в Тарусе в старинном здании соляного амбара был открыт Народный дом. Поленов и ученый-кристаллограф Георгий Викторович Вульф, в 1914 году поселившийся с женой Верой Васильевной Вульф (сестрой Н. В. Поленовой, свояченицей художника) в Тарусе, пожертвовали несколько тысяч рублей на обустройство Народного дома. Здесь устраивались спектакли, концерты, была поставлена опера В. Д. Поленова «Призраки Эллады». Главную роль сыграл Г. В. Вульф. Аккомпанировала ему В.В. Вульф. После Октябрьской революции в Тарусе под руководством Поленова широко развернулась театральная самодеятельность. В работе кружка принимали участие дочери Поленова Екатерина, Ольга и Наталья.


Комиссар по народному образованию Ф. М. Мелихов понимал необходимость открытия в Тарусе клуба. Вначале он находился в здании соляного амбара. Затем его перенесли в центр города в здание на углу улиц Октябрьской и Ленина, где ранее находился трактир «Леандр», в котором жарким летом 1916 года побывал Алексей Толстой, написавший об этом очерк «Пути культуры».


Денежных средств не было. Силами красноармейцев и коммунистов оборудовали зрительный зал и сцену. Основной работой считали постановку спектаклей. С обязанностями режиссеров хорошо справлялись Н. К. Виноградова, В. М. Тарасов, К. Гамулецкий, дочери Поленова. На сцене клуба, который стал носить имя Володарского, были поставлены пьесы : А. Н. Островского «Гроза», «Лес», «Василиса Мелентьева»; А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка»; М. Горького «На дне»; В. Шекспира «Отелло», «Король Лир» и ряд других.


Спектакли проходили с большим успехом. Зал не вмещал всех желающих. Люди стояли на улице и долго требовали мест. В постановке спектаклей участвовали: М. Н. Гумилевская, Н. К. Виноградова, М. В. Ганьшина, Н. А. Сахаров, А. С. Богоявленская, сестры Розановы, В. М. Тарасов, Ф. М. Мелихов, И. Доронин, Л. М. Волкова, И. Макаренко, Н. Крылова, и др.


Под руководством М. И. Рыбакова в клубе также ставились фрагменты опер и балетов: «Демон», «Фауст», «Вера Шелога». Певцам аккомпанировала на рояле В. В. Вульф. Исполнителями ролей в оперных сценах были М. И. Рыбаков, ветврач Преображенский, обладавший сильным басом, Н. К. Виноградова, Топильская, А. Розанова, А. Михайлова, Е. Полунин.


Клубный гардероб составляли вещи из реквизированного у помещиков имущества, но костюмы брались напрокат и в костюмерных Москвы. Декорациями занимались художники Сахаров и Костин. Постоянным суфлером был П. С. Ельцов. Спектакли давались бесплатно или за минимальную плату. Вырученные деньги использовались на приобретение костюмов, декораций.


Клуб имени Володарского являлся одним из лучших клубов. Его работой интересовался заместитель наркома просвещения М. Н. Покровский. Некоторые из самодеятельных актеров стали впоследствии профессиональными артистами – Н. К. Виноградова, заслуженный артист республики, артист театра имени Станиславского И. Доронин, артист Малого театра Кондратьев.


Татьяна ЗОРИНА.


(Продолжение следует).