Откуда исходил свет?

Вопрос:


Уважаемая редакция!


С энтузиазмом принимаю ваше приглашение задавать вопросы священнику А. Моисеенко («Октябрь» от 15. 01. 21). Особо меня вдохновило предложение задавать вопросы на атеистические темы.


Будучи университетским преподавателем вот уже в течение 47 лет, я длительное время наряду с другими предметами читал курсы истории и теории научного атеизма, позже  – религиоведения.


Как известно, автором «Православного катехизиса» был митрополит Московский Филарет, живший в 19 в., сопричисленный к лику святых. Так вот, этот иерарх утверждал, что каждое слово Библии следует понимать в буквальном смысле. Примерно так же предлагал трактовать Библию в своих проповедях и патриарх Пимен, многократно называя Библию «словом Божиим». Однако регулярно читая эту книгу, я выявил уйму несуразностей, нестыковок, ошибок, а порой и просто нелепостей. Естественно, всё это вызывает недоумение. Возможно, А.Моисеенко поможет развеять возникшее недоумение?


1.  Библия начинается с изложения шести дней творения. Так, в первый день Бог отделил свет от тьмы (Быт.1:3-5), а вот источники света, т.е. солнце, луну, звёзды и т.д. он сотворил только на 4-й день (Быт.1, 14-18). Поскольку, А.Моисеенко канд.физ.-мат.наук, возможно, он сумеет разъяснить мне, неразумному, откуда исходил свет, если не было источников света.


2.  Далее, повествуется о всемирном потопе, в главе 6 «Бытия» рассказывается о том, что, выполняя волю Бога, Ной взял в ковчег, так сказать, каждой твари по паре, но буквально через несколько строчек в начале 7-й главы «чистых» приказано взять по 7-ми пар, а «нечистых» только по паре (Быт.6:19,20; Быт.7:2-3). Так сколько же взял Ной «тварей» в ковчег?


3.  И уж верхом нелепости является утверждение наличия копыт у зайца (Второзак.14:7).


4. Не меньше нелепостей и ошибок в Новом Завете. К примеру, в Евангелии от Матфея утверждается, что Иисус родился «во дни царя Ирода» (Мф. 2:1). Однако царь Ирод умер в 4 г. до н. э., т.е. за 4 года до официальной даты рождения Христа.


5. Или вот притча о горчичном зерне, из которого якобы вырастет дерево, укрывающего в своих ветвях гнездящихся там птиц(Мф.13:31-32).


Перечень несуразностей и ошибок можно и дальше продолжить. Так, свободомыслящие учёные-библеисты насчитывают несколько сотен нелепостей, ошибок, нестыковок и т.д.


Однако богословы утверждают, что, в частности, Пятикнижие Моисеево и другие канонические книги являются богодухновенными, иначе говоря, их соавтором является сам Бог, который, будучи всеведущим, вряд ли допустил бы все эти несуразности. Вопросы снимаются в том случае, если предположить, что авторами библейских книг были обычные смертные.


В заключение хочу сказать, что буду благодарен А. Моисеенко, если он поможет разрешить возникшие сомнения при чтении Библии. Однако прошу учесть, что позицию богослова 2-го в. Тертуллиана, заявившего: «Верую, ибо нелепо», я категорически не приемлю.


С уважением, Ожигов Борис Александрович.                            


Ответ:


Здравствуйте, уважаемый Борис Александрович!


Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за внимание к моему предложению, за глубокие вопросы и откровенные сомнения. Мой ответ на Ваши вопросы требует также сначала кратко представиться: мы коллеги, хотя мой стаж преподавания совсем пока скромный. Я - кандидат физико-математических наук, также закончил Московскую Духовную Семинарию, и преподаю сейчас как светские, так и духовные дисциплины.


Когда я учился в МИФИ, кафедры научного атеизма там уже не было. Но мой хороший знакомый, который учился раньше меня, закончил эту кафедру, и вскоре стал священником (!) Рассказываю об этом потому, что это имеет прямое отношение к вопросу об ошибках и неточностях в Библии.


Когда в моей жизни получилось так, что я узнал, что есть Бог (именно узнал, а не поверил), к тому времени я не читал Библии. И прочел ее лишь какое-то время спустя. Так же и в истории Церкви: много лет Церковь существовала, а Библии (в таком виде, как сейчас, по крайней мере) еще не было. А когда появилась, очень немногие могли ее прочитать.


Есть даже святые, которые никогда не читали Библию. Все это иллюстрирует важный, но не очевидный даже для многих православных тезис: Священное Писание НЕ является необходимым и достаточным для познания Бога (примерно как учебник физики не является гарантией ее понимания). В Церкви нет и догмата о непогрешимости Библии. Православное понимание «богодухновенности» допускает возможности разного рода неточностей, не касающихся главных истин. Те места, что Вы привели, и прочие «нестыковки» не касаются догматов, а на роль учебника биологии или истории Библия никогда не претендовала. Однако, каждая такая «несообразность», рассмотренная отдельно, может открыть нам что-то интересное об историческом контексте, сложностях перевода и принципах толкования священного текста, а иногда неожиданно вписаться в современную научную картину мира.


Так, первое Ваше замечание по поводу того, что «свет был сотворен ранее светил», в ХХ веке получило понимание в контексте теории Большого Взрыва. Как известно из господствующего представления современной космологии, вначале действительно было лишь мощнейшее излучение («свет»), и лишь гораздо позднее стали формироваться светила. Другой подход к пониманию Библии гласит, что текст ее первой главы описывает происходящее с точки зрения гипотетического земного наблюдателя, а поскольку первоначально на Земле был парниковый период, светила просто не были видны из-за облаков.


Другие неоднозначные моменты можно было бы так же рассмотреть отдельно, но место в рубрике газеты, к сожалению, ограничено. Все эти моменты, хоть и весьма любопытны, не имеют решающего значения в познании Бога и в духовной жизни.



► Дорогие читатели! Надеемся, что наша новая рубрика «Ответы на вопросы священнику» окажется полезной для всех, кто задумывается о смысле жизни, ищет выход из сложных жизненных ситуаций, стремится познать азы православной веры или усовершенствовать уже имеющиеся знания.

Мы были бы рады публиковать откровенные ответы, в том числе, и на непростые вопросы: научно-фиолософские, атеистические, личные, даже провокационные.


Ведущий рубрики — клирик Петропавловского Собора Тарусы священник Александр Моисеенко, кандидат физико-математических наук, преподаватель Калужской Духовной Семинарии и Калужского Государственного Университета.

Вопросы можно присылать на электронную почту редакции october@tarusa.ru; на обычную почту редакции: 249100, г. Таруса, площадь Ленина, 3, Редакция газеты «Октябрь» Тарусского района.

Рубрика «Ответы на вопросы священнику» также будет дублироваться на сайте редакции www.october-tarusa.ru и в наших группах «Газета «Октябрь» Тарусского района» в социальных сетях Фейсбук, Одноклассники и ВКонтакте. Свои вопросы можно будет задать в комментариях к очередному тематическому посту.