«Тарусой полна голова»
Книга с таким названием совсем недавно вновь появилась в продаже в музейных киосках города, книжном магазине и магазине сувениров «Ксюша».
Вновь, потому что это издание - уже второе, дополненное ее автором Георгием Апазидисом. Вырученные от продажи книги средства будут по желанию автора будут использованы в благотворительных целях - на восстановление церкви в селе Трубецкое Тарусского района.
Георгий Апазидис родился в Феодосии в 1937 году. Детство и юность его прошли на Арбате, где проживала семья Апазидисов. Российская ветвь его греческого рода началась с деда Георгия - Николая, нашедшего приют и защиту в России в начале ХХ века.
Отец Георгия Дмитрий Апазидис работал сотрудником греческого, а затем шведского посольства в Москве. Как и его друг Г.Д. Костаки, был коллекционером. К слову: благодаря крупнейшему коллекционеру русского авангарда Георгия Костаки семья Апазидисов и познакомилась
с Тарусой.
Георгий Апазидис окончил МАМИ (автомеханический, ныне - политехнический институт в Москве), кандидат технических наук, коллекционер, посильно поддерживающий создание музея художника Анатолия Зверева в Москве. Попеременно проживает в Швеции и Греции.
Георгий Апазидис самозабвенно влюблен в Тарусу, которую открыл для себя однажды, и, как оказалось, - навсегда, еще будучи ребенком. Родители снимали тут дачу в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого столетия. Жили в разных местах - в доме возле «Кургана»,
затем на улице Свердлова, в самом ее начале, у глубокого оврага, где Георгий вместе с тарусскими мальчишками гонял мяч. Эта улица, кстати,
и моя родная тоже - здесь я родилась, прожив (уже у другого оврага, в самом ее конце) без малого два десятка лет.
Любопытно, что оврагом здесь почему-то назывался только первый, у которого жил Г. Апазидис. Два других, что находились за ул.К.Либкнехта (ее все тогда называли Даниловкой), именовались тарусянами вершинами.
Казалось бы, где та вершина, и где тот овраг?! Но у каждой местности - свои привычки, зачастую не укладывающиеся в логические понятия.
С самых первых книжных строчек погружаешься в другой - щемяще-волнующий мир старой Тарусы, которая, уверена, многими тарусянами-сторожилами еще не забыта. Автор настолько ярко и образно рисует картинки прошлого - в лицах, образах, сюжетах, что невольно видишь и этих
людей, и их немудреный на ту пору быт, и эти милые тарусские улочки, попеременно (в зависимости от времени года) поросшие густой травой, либо
заваленные снегом...
Тем более что кого-то из тех, кто близок и дорог автору, я и сама хорошо знала - бакенщиков Николая Шпагина, Стасика Иванова...
В один из очередных приездов Георгия Апазидиса в Тарусу, после выхода в свет его первой книги (2018 г.) я спросила, что, скорее всего, он вел дневник,
куда заносил во всех подробностях свои впечатления, в том числе и тарусского периода - невозможно ведь удержать в памяти столько событий, встреч,
историй, прошедших по судьбе в течение нескольких десятилетий! На что, к моему удивлению, тот мне ответил, что дневников он не вел, и ничего не записывал, просто все так отчетливо сохранилось в памяти. Видимо, не просто в памяти, а еще и в самом сердце. Ведь настоящая любовь не нуждается
в каком-либо подкреплении, она всегда с тобой, и время над ней не властно.
В мемуарных сюжетах автора - судьбы друзей его семьи, арбатской интеллигенции, артистов, художников, государственных деятелей, а также непростая
судьба художника Анатолия Зверева, которого автор знал лично по тарусскому и московскому периодам жизни. И обо всех он пишет по-доброму, тепло, искренне, почти с благоговением.
«Мировоззрение мое скорее всего - результат российского и западного мира, - пишет Г. Апазидис о самом себе.- Но уже в молодые годы серьезное знакомство
со многими странами Западной Европы еще больше укрепило меня в убеждении об абсолютной уникальности России, вообще всего русского... Читателя вижу в тех, кто осознает, что Россия может прожить без кого угодно - мы не можем прожить без России.»
Сегодня, находясь в Стокгольме, Георгий вместе с супругой Анитой очень скучают по Тарусе и России. Последние несколько лет они практически ежегодно
прилетали сюда - по делам, связанным с музеем А. Зверева и просто погостить. Останавливались в гостинице «Таруса» - это тоже было для них своего рода
местом знаковым. В течение двух-трех дней успевали побывать у всех друзей и знакомых. И в первую очередь мы встречали их у себя в редакции: начиная с 2010 года, Георгий Апазидис тесно сотрудничал с Тарусской газетой «Октябрь», и постоянные читатели «районки» должны помнить его интереснейшие очерковые материалы, литературные эссе. Внештатное авторство постепенно переросло в крепкую дружбу, неформальное общение, приносящее всем чувство радости, ощущения родственности наших сердец и душ.
«Не дождемся никак с Анитой, когда закончится это смутное и тревожное время, и мы вновь сможем ступить на русскую, тарусскую землю», - говорит он.
Георгий Апазидис - один из «тарусских пленников», героев моей книги-интервью с одноименным названием, вышедшей в 2017 году. Героев, любовь которых к
Тарусе неизменна, не подвластна ни времени, ни расстояниям.
«Очарование Тарусы скорее неземное, хоть и от земли исходит. Вот говорят о каком-то голубом колодце над Тарусой - не там ли соприкасается она с чем-то светлым и легким? Да, тарусские плавности бесконечно гармоничны в своей русскости.
Как красивый танец. Но для танца нужна и музыка. Так вот, может она через этот колодец и струится из космоса? «Танец» и «Музыка» Матисса - две, наверно,
самые фундаментальные картины ХХ века. Они и по отдельности прекрасны, а вместе - непревзойденная гармония. Вот и не кружится ли зеленоглазая
Таруса и Ока, с ее излучино-прощальной улыбкой, в этом медленном вальсе под космическую музыку?»
На этом стоит, пожалуй, остановиться. Дальше каждый сумеет все почувствовать сам, взяв в руки книгу, написанную автором не столько пером, сколько сердцем. Большим, чутким и удивительно открытым добру, свету, миру в целом!
Зоя ВИНОГРАДОВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии