«Благороднейший в мире «идальго»

«Летом 1971 года, в кулуарах V съезда писателей, под сенью древних кремлевских дворцов с прозаиком Николаем Богдановым мы, тихо взгрустнув, вспомнили добрым словом ушедших в мир иной: светлоглазого русского богатыря Владимира Микулина и В. Богданову – красавицу с оливковым лицом и жгучими глазами креолки».


Эти слова принадлежали писателю Илье Владимировичу Дубинскому, большинство книг которого было посвящено истории гражданской войны и казачеству. А под именем красавицы В. Богдановой указана Вера Дмитриевна Богданова – супруга писателя Н.В. Богданова и первая жена Владимира Иосифовича Микулина. В 1950-х годах все трое мирно жили в Тарусе, а сейчас все они покоятся на одном кладбище.


Для жителей Тарусы имя В.И. Микулина уже ничего не говорит. Полковник Советской армии, сын царского генерала, погибшего в бою в 1916 году, Владимир Иосифович был редким человеком, отважившимся в 1918 году перейти на сторону советской власти.


Ротмистр, помощник командира уланского полка в те времена мог быть запросто объявлен врагом и расстрелян в любой момент. Поэтому многие царские офицеры переходили на службу к украинскому атаману Симону Петлюре.

 
В Красной Армии Владимир Иосифович Микулин быстро снискал огромный авторитет как превосходный знаток кавалерии. Вскоре он стал командиром отдельной кавалерийской бригады, затем начальником штаба уполномоченного Реввоенсовета Южного фронта,   командиром  двух  бригад кавалерийской дивизии червонного казачества. Об этом человеке писали:


«С командармом он мог свободно потолковать о тонкостях оперативного искусства; с командиром боевой сотни — о службе завесы и дальней разведки; с берейтором — об особенностях школы Филлиса; молодого сигналиста мог научить подавать все боевые сигналы, а молодого кузнеца — как подковать лошадь с хрупким копытом...».


В 1921 году Владимир Иосифович Микулин был награждён орденом Красного Знамени. Уже упомянутый И.В. Дубинский писал: «До Отечественной войны не было, пожалуй, ни одного командира, который не знал бы лично или не слышал о большом знатоке конницы Красной Армии — Микулине. Он теоретически и практически разработал вопросы кавалерийской разведки, участвовал в создании Боевого устава конницы. Весь офицерский состав советской конницы носил очень удобное и практичное «снаряжение Микулина».


Другой  товарищ Микулина, член Реввоенсовета армии Шáлва Элиава в 1923 году дал ему поразительную служебную характеристику:


«Огромной силы воли, энергии. Всегда решителен, и обладает весьма широкой инициативой. В высшей степени находчивый, сообразительный. Во всякой самой сложной обстановке легко разбирается, чутко анализируя таковую и принимая ясное и определенное решение. Упорен и настойчив до конца. Обращение с подчиненными нормальное. Уважение и авторитет большие. Образцово дисциплинирован, выдержан, вежлив и тактичен. Часть твёрдо держит в руках. Здоровье вполне выносит всякую походную и боевую обстановку. Склад ума чрезвычайно подвижный, гибкий. Критика и анализ — основные свойства его умственного мышления. Огромный боевой и служебный опыт и стаж применяет в работе с редким умением и четкостью. Развит прекрасно и беспрестанно следит за ходом развития военной мысли. Спортсмен и большой знаток коня».


И, тем не менее, 10 июня 1937 года В.И. Микулин был арестован, обвинён в участии в военном заговоре и приговорен к восьми годам лишения свободы, которые провёл в Сибири. В 1946 году он был освобождён без права проживания в Москве, с запретом деятельности по специальности и преподавания иностранных языков. Только  31 октября 1955 года бывший заместитель начальника штаба Военной академии имени М.В. Фрунзе был реабилитирован. Ему возвратили звание полковника и даже позволили жить в Москве.


Примерно с 1956 года Владимир Иосифович жил в Тарусе на улице Дачной, не так далеко от дома Богдановых. Возможно, Таруса была выбрана потому, что здесь жила Вера Дмитриевна.


В Тарусе Владимир Иосифович писал очерки о красном казачестве, сочинял воспоминания и пытался подрабатывать в качестве фотографа. Вероятно, бывал и в семье своей прежней супруги. Иногда к нему приезжали боевые друзья. Но в целом круг общения был, по-видимому, ограничен. В своих письмах Микулин жаловался на скуку и писал, что заполняет её чтением.


Годы и ссылка сделали своё дело. Из лагеря В.И. Микулин вернулся со многими хроническими болезнями. Вскоре у него стали отказывать ноги. Приходилось ходить, превозмогая боль, то с палкой, то с костылями. На его счастье рядом оказалась замечательная женщина – Зинаида Прокофьевна Гребенникова. Сначала Микулин был её квартирантом, а затем они вступили в брак. Именно заботы Зинаиды Прокофьевны стали последним утешением в жизни Владимира Иосифовича.


В.И. Микулина не стало весной 1961 года. Его родной брат Георгий в то время проживал на Украине, был учёным-химиком. Он и хоронил Владимира Иосифовича.


Вот такой человек закончил свою жизнь в Тарусе. Около десятка его книг, посвящённых организации советской кавалерии, хранятся сейчас в Российской государственной библиотеке в Москве. А имя В.И. Микулина достойно быть вписанным в историю города.


Владимир АЛЕКСЕЕВ, писатель, историк.


Автор будет премного благодарен читателям, которые могут вспомнить любые факты, касающиеся В.И. Микулина во время его жизни в Тарусе.