Фрески старинного храма

Работы по восстановлению второго этажа храма села Вознесенье начались несколько недель назад. Теперь, в недоступную ранее часть ведёт самодельная лестница,  по которой лихо взбираются рабочие Владимир Харин, Сергей Жиряко и Михаил Бугаев. Они – местные жители, и уже не первый год занимаются реставрацией храма.


Строители рассказали, что второй этаж, прежде всего, надо очистить от всего наносного. Убираются корни растений, срезается грунт, следом за ним отправляется вниз мусор, который скопился за долгие годы.


Естественно, во время расчистки были и находки. Недавно нашли старинный утюг: он станет одним из экспонатов будущего музея. Собирается всё - и старинный кованый гвоздь, и петли, которым уже не суждено нести на себе тяжёлые двери. Любая мелочь теперь является частицей истории нашего края.

Но главная достопримечательность храма Вознесенья Господня – фрески. Уникальные фрагменты древних росписей впервые стали доступны за долгие десятилетия. Увидеть их сможет каждый, кто осмелится взобраться на второй этаж по хилым ступенькам.


Эти фрески вызывают наибольшую обеспокоенность: часто при реставрации старинных храмов на сохранившиеся фрагменты росписи попросту не обращают внимания. Но этот храм – особенный, и поэтому с вопросом о дальнейшей судьбе древних изображений я обратился к специалисту.


Борис Пастернак - архитектор-реставратор высшей категории, член Президиума Союза реставраторов России, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Борис Евгеньевич является председателем архитектурного Совета по вопросам изучения и сохранения архитектурного облика города Тарусы и поселений Тарусского района.


- Конструктивными проблемами храма являются трещины в куполе,  для чего, в первую очередь,  должна быть проведена реставрация верхнего яруса, - рассказывает архитектор. - С фресками никаких вопросов – они обязательно должны быть восстановлены!


Восстановлению подлежит всё, что возможно, а как поступить с утраченными частями,  решат художники-реставраторы. Тут возможны два варианта: оставить всё как есть, или дописывать недостающие фрагменты.


Ценность фресок в том, что они отражают свою эпоху. Предположительно их возраст -  начало 19 века, или же они - более поздние обновления настенных росписей второй половины 18 века. Точную датировку могут установить только специалисты.


Существует, на мой взгляд, неблаговидная практика, когда изображения покрываются штукатуркой или забеливаются в угоду современным представлениям о «благолепии». Но насчёт храма села Вознесенье спешу успокоить: он, как и его уникальные фрески,  является памятником архитектуры. Следовательно, не может быть и речи о каких-то действиях, ведущих к их утрате.


В данный момент рассматривается вопрос  о консервации изображений на период реставрации здания, причём работы по консервации необходимо провести срочно, до момента начала реставрационных работ самого храма.


Борис Евгеньевич выступает против какого-либо перемещения фресок. Технология снятия настенных росписей существует давно, но в данном случае речь идёт об их укреплении на месте при помощи связующих растворов. Художники-реставраторы придут только после того, как будут решены более серьёзные проблемы, связанные с реконструкцией здания.


Для начала, по мнению реставраторов, необходимо завершить облицовку первого этажа, провести работы по укреплению купола. Это вполне логично: художественно-восстановительные работы невозможны до тех пор, пока в верхнем храме гуляет ветер. Сейчас нужно вставить окна, дверные проёмы. Второй шаг – разобраться с трещиной, идущей вдоль купола. Эта задача сложнее, но и она решаема.


Идёт речь и о том, чтобы сделать доступным для посещения прихожан верхний храм. Как отметил Борис Пастернак, в прежние времена переход осуществлялся через колокольню, которая не сохранилась. Речь о её восстановлении пока не идёт, так как бывшая колокольня и трапезная являются более поздними пристройками 19 века. В первую очередь планируется воссоздать оригинальный -  изначальный облик храма.


Интересен проект по обустройству внутренней лестницы. На втором этаже имеются утраченные напольные  фрагменты, и в этом месте можно оборудовать лестницу.  Пока не ясно, какой она должна быть. Оптимальный вариант – винтовая, но такая конструкция может быть неудобной для возрастных прихожан. Поэтому вопрос о том, как будет выглядеть вход на второй этаж, отложен на более позднее время. 


Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото автора.