«Музыка нас связала…»

26 сентября в Welna Hall - в зале, который невероятно нравится и музыкантам, и слушателям, состоялся великолепный концерт Камерного Оркестра Тарусы под управлением Ивана Великанова. За роялем солировал Рэм Урасин. Концерт состоялся в рамках XXVIII фестиваля Фонда Святослава Рихтера.


Не каждый провинциальный город имеет свой оркестр. А в Тарусе он есть. Этот замечательный коллектив появился шесть лет назад стараниями музыканта, композитора и дирижера Ивана Великанова при поддержке фонда Исмаила Ахметова. Оркестр исполняет музыку XVIII-XXI веков, является участником многочисленных ежегодных фестивалей, выступает на лучших концертных площадках страны, а с недавнего времени - и мира, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными артистами.


Иван Великанов - совершенно уникальный, удивительный музыкант, он полон энтузиазма и смелых творческих идей. Концерты с его участием всегда носят культурно-просветительский характер – это и чудесная музыкальная история, и интереснейший рассказ о произведениях и композиторах. Иван основал и камерный ансамбль старинной музыки Alta Capella, концерт которого недавно прошел в рамках Фестиваля, он - основатель и художественный руководитель Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance.


Солист - Рэм Урасин – выдающийся пианист, народный артист Республики Татарстан и, конечно, любимец тарусской публики. Лауреат огромного количества конкурсов, педагог Казанской государственной консерватории, художественный руководитель фестиваля, один из основателей и художественный руководитель Летней школы творческой молодежи, которая всегда была мечтой Святослава Рихтера, и которую смогли осуществить больше десяти лет назад музыканты-энтузиасты. Урасин много лет выступает и с сольными концертами, и с ансамблями, и в дуэтах, в том числе со своими учениками и слушателями Летней школы. Мастерство исполнения и дарование «посланника Шопена», как называют Рэма коллеги и критика, сочетают «искренность, теплоту, элегантность с мудростью… всегда убедительных трактовок исполняемых произведений».

Фестиваль в этом году посвящен сочинениям Людвига ван Бетховена. Это музыка периода между классицизмом и романтизмом. Прозвучали бессмертные произведения, которые исполняются в мире довольно часто, они хорошо знакомы даже неискушенному слушателю. Мы слышим их в программах по телевизору, радио, в рекламе, кинолентах и даже в мультфильмах, не всегда отдавая себе отчет, что слушаем великого Бетховена. Это Концерт №5 ми-бемоль мажор для фортепиано с оркестром (1809 г.) в трех частях, с первых нот наполненный знаменитыми бетховенскими эмоциональными контрастами. И Симфония №5 до минор (1804-1808 гг.) - в четырех. Главный мотив первой части известен как «тема судьбы», он, повторяясь и видоизменяясь, проходит через весь опус. Такой прием позже будут много использовать композиторы следующих поколений.

Серьезность упомянутых произведений оркестр блестяще разбавил толикой романтизма и лиризма Франца Шуберта. Его Увертюра к опере «Фьеррабрас» (1823 г.) - редко исполняемое сочинение, открыла выступление. Дивный Шуберт прозвучал в этот вечер и на бис: в конце первого отделения Рэм Урасин исполнил певучую «Венгерскую мелодию».


Хочется надеяться, что подобные концерты – чудесные тандемы оркестра и солиста – станут на фестивале традиционными, и будут каждый год щедро дарить зрителям вдохновение, изысканность, изящность исполняемых программ в союзе таланта и мастерства музыкантов.


С начала и до самых последних минут в большом зале витали удивительно теплая атмосфера общения близких друзей, общее созидательное настроение, невероятное чувство единения зрителей и артистов.


Фестиваль собирает вместе самых разных, прекрасных людей, а Музыка их объединяет!


Анна ШАПОШНИКОВА.


Фото автора.