Рихтер, Бетховен и Возрождение

 

В двадцать восьмой раз распахнула свои двери Таруса навстречу Музыкально-художественному фестивалю Фонда Святослава Рихтера, приглашая горожан и гостей в концертные залы. 


Фестиваль был учрежден самим Святославом Теофиловичем Рихтером в 1993 году и проходит с тех пор ежегодно, объединяя  на своих площадках ведущих музыкантов, художников России и зарубежья, молодых талантов и зрителей.


11 сентября программу выступлений в Тарусе открыл ансамбль старинных инструментов Alta Capella под руководством Ивана Великанова c концертной программой Beethoven - Renaissance. Коллектив не первый раз играет на сценах города, и горячо любим публикой.


Вновь прозвучали в прекрасном, будто специально созданном для камерных ансамблей, зале Дома Литераторов  старинные инструменты XVI-XVII веков: архилютня, цинк, виола да браччо, сакбут. И пятый, всегда очаровывающий, – человеческий голос.


Концерт, как и весь Фестиваль в этом году, посвящен 250-летнему юбилею Людвига ван Бетховена. Музыка композитора не очень ассоциируется со старинной: в его эпоху уже не играли на тех инструментах, что были задействованы на сцене, а песни были только для голоса, фортепиано, скрипки и виолончели.

 


Началось выступление с импровизации, и затем - музыка Иоганна Себастьяна Баха, которого очень ценил Бетховен. Предваряя каждый номер небольшим рассказом, Иван Великанов отметил: «Не ручей, а море должно быть ему имя!» - так Людвиг говорил об Иоганне. Ведь Бах в переводе с немецкого – ручей».


Произведения для концерта были подобранны очень тонко: они редко звучат с большой сцены. Бетховен очень любил делать аранжировки: в основном, песни разных народов -  ирландских и шотландских. Они и были исполнены коллективом, а также страстная, задорная испанская песня-танец «Болеро» и изящная игривая венецианская.


Во времена Бетховена музыка со словами всегда переводилась на язык, понятный для слушателей. Так, Иван спел некоторые песни на немецком языке, а также, хорошо знакомую нам, на русском – «Забыть ли старую любовь?».


Прозвучали в программе произведения и других композиторов. Музыка Диего Ортиса – испанец играл на виоле при королевском дворе в XVI веке – совершенно отличная, и инструменты - на своем месте, в своем времени. Так же как и Прелюдия для лютни соло загадочного итальянца Джованни Замбони, сочинившего эту композицию больше трехсот лет назад для одного из самых нежных и тихих инструментов.


В продолжении Alta Capella сыграли одно из самых юмористических (сам рассказ о нем вызвал у слушателей улыбку) опусов Бетховена - виртуозное, любимое пианистами, но и сложное Рондо соль мажор «Ярость по поводу утерянного гроша». Удивительно, наверное, было бы композитору услышать это произведение в таком варианте, исполненное на старинных инструментах.


В обработках и переложениях явно слышались разные стили, то, что называют модным словом «кроссовер», даже элементы блюза присутствовали в адаптациях. Такая попытка оживить атмосферу, настроение прошлого, и в то же время добавить и раскрасить их цветом и оттенками современности. По словам Ивана Великанова, весь вечер - это игра-подношение Бетховену от людей из прошлого людьми из будущего.


Артисты - невероятно вдохновленные музыкой, словно «унесенные ветром» времени. Художественный руководитель -  великолепный, увлеченный рассказчик и музыкант.


Прекрасная, динамичная и позитивная программа: чередование живых, подвижных композиций с мелодиями грусти, спокойного размышления.


Все это сделало вечер легким и полным любви. Любви к музыкальным историям и гениальному наследию. Вечер, полный стремления к движению, развитию, сохранению, синкретизму и преумножению музыкального таланта и творчества. Вот что, пожалуй, громче и сильнее всего могли слышать и чувствовать зрители в зале.


Что же,  Фестиваль звучит! Впереди еще много интересного!


Анна ШАПОШНИКОВА.


Фото автора.