Поиск направления

Известный современный физик-теоретик Брайан Грин однажды сказал: «Когда дети будут смотреть на великих учёных так же, как на знаменитых актёров и музыкантов, человечество совершит большой прорыв».

До такого уровня развития нам ещё очень далеко, да и науке сейчас уделяют совсем ничтожное внимание. Но есть среди нас определённая  категория людей, которым однажды суждено изменить этот мир к лучшему и один из таких – Станислав Иванович Климов, доктор физико-математических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник Института космических исследований ИКИ РАН г. Москва.


Сегодня, Станислав Иванович Климов  - гость нашей редакции.


► Наша справка:

 

Климов Станислав Иванович, родился 27.06.1937, в Алексине.


Закончил вечернее отделение Физического факультета (кафедра радиофизики) МГУ им. М.В. Ломоносова,
С 1967 года – по настоящее время – работает в ИКИ РАН, ведущий научный сотрудник отделения 54, профессор (2006), доктор физико-математических наук (1994), отдела Физики космической плазмы, внештатно заведующий лабораторией 545 электромагнитных излучений.


Был научным руководителем 5-ти кандидатов физико-математических наук. Имеет 5 патентов и более 190 научных работ (включая одну – в соавторстве). В течение ряда лет, по настоящее время, С.И. Климов входил в состав:


- Совета по космосу РАН;


- докторского диссертационного совета ИКИ РАН;


- Координационного научно-технического совета Роскосмоса по Российскому сегменту Международной космической станции, член секции Космическое образование.

 


- Станислав Иванович, в каких, наиболее интересных космических экспериментах вы участвовали?

- Отвечая на этот вопрос, я бы хотел подчеркнуть, что статус ИКИ РАН - Головной академический институт по исследованию и использованию космического пространства в интересах фундаментальных наук. Что нужно для выполнения (реализации) экспериментальной научной работы, или, как мы говорим, космического эксперимента?
Схематично и кратко можно раскрыть «реализацию» эксперимента: а) поставить актуальную времени фундаментальную научную задачу; б) разработать, порой впервые, методику проведения эксперимента; в) разработать научно-технические задания на измерительную аппаратуру г) провести наземные, соответствующие космосу, испытания и калибровки аппаратуры; д) оперативно участвовать в управлении экспериментом в полёте; е) анализировать принимаемую на Земле научную и сопутствующую телеметрическую информацию; ж) анализ и физическая интерпретация данных, полученных с приборов; з) опубликовать результаты исследований и их внедрения.
Ясно, что наземная подготовка, как правило, в течение 3 – 5 лет, осуществляется коллективом научных работников, инженеров, техников, рабочих и др. по каждому космическому эксперименту.


Я принимал участие в реализации космических экспериментов по изучению электромагнитных полей и плазменно-волновых процессов:


- на спутниках: Космос -484 (1972), Интеркосмос -10 (1973-1974), Прогноз -8 (1980), Прогноз -10 Интеркосмос (Интершок, 1985), Интербол-1 (1995-2000);


- автоматических межпланетных станциях: Вега -1, 2 (1984-1986), Фобос -1, 2 (1989);


- орбитальной станции "МИР" (Sprut-VI, ИНТМИНС, 1995) и Межународной космической станции («Обстановка (1-й этап)» (2013 – 2015);


- микроспутниках “Колибри-2000” (2002) и “Чибис-М” (2012-2014), реализуемых в инфраструктуре Российского сегмента Межународной космической станции. Выполняя научно-методическую и организационную работу по приведённым выше экспериментам, я был также:


- научным руководителем международного эксперимента АСПИ по измерениям электромагнитного поля и плазменных волн на борту российского спутника Интербол-1;


- со-исследователем эксперимента EFW по проекту Европейского космического агентства КЛАСТЕР (Cluster, 2001 – н/вр);


- научным руководителем программы научно-образовательных микроспутников “Колибри-2000” и “Чибис-М”.


- научным руководителем международного эксперимента (Болгария, Венгрия, Польша, Швеция, Великобритания, Украина) «Обстановка (1 этап)» (2013-2015).

- От конструктора Вадима Ангарова я узнал, что вы работаете в плотном взаимодействии  с Тарусским ИКИ. Как долго?

- Рабочие взаимоотношения с СКБ КП ИКИ у меня начались с апреля 1999 в ходе обсуждения возможности создания первого в мире научно-исследовательского школьного спутника при участии детей России и Австралии.


7 октября 1999 г. подписан «Протокол собрания представителей (инициативной группы) по созданию первого в мире международного научно-исследовательского школьного спутника (НИШС) «Колибри-1») (Россия-Австралия)», в котором были приняты решения:

О создании первого в мире международного НИШС «Колибри-1» и временного творческого коллектива (ВТК), без образования юридического лица, с целью создания первого в мире НИШС «Колибри-1»…

21 февраля 2000 г. «Договор о научно-техническом сотрудничестве по созданию оригинального научно-исследовательского школьного микроспутника „Колибри-2000“ был согласован руководителями ВТК, ИКИ РАН, Ракетно-космической корпорация (РКК) «Энергия», НИИЯФ МГУ и Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова Российской академии наук (ИЗМИРАН), при поддержке Международной астронавтической федерации и Федерации космонавтики РФ.

- А какие, наиболее удачные, совместные разработки с Тарусским ИКИ вам бы хотелось отметить?

- Это микроспутник «Чибис-М» (М - означает молнии, масса 40кг.) был ориентирован на исследование открытых новых фундаментальных физических явлений, происходящих при атмосферных грозовых разрядах.


Он был создан при поддержке Российской академии наук учёными и специалистами ИКИ РАН, СКБ КП ИКИ РАН, НИИЯФ МГУ, Университета Ётвоша (Будапешт, Венгрия), Львовского центра ИКД НАНУ/ГКАУ (Львов, Украина), НИЛАКТ РОСТО (г. Калуга).

 

Коллектив участников «Чибис-М» был номинирован на соискание премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2015 г. за работу «Создание, эксплуатация микроспутника «Чибис-М» в инфра¬структуре Российского сегмента Международной космической станции и комплексный анализ физических данных о грозовых разрядах в атмосфере Земли».

 

- Вы упомянули, что микроспутник «Колибри» - школьный. Что делается для того, чтобы заинтересовать молодёжь в условиях дефицита кадров?


-Школьники привлекались к созданию спутника «Колибри», но в чём, когда, где, на какой юридической основе и с какой ответственностью, как пра¬вило, не указывалось. Их роль была чисто формальной: участие в разработке эскизов, эмблем, значков, простых конкурсов, поездках по обмену опытом, культурой, образовательными программами и тому подобное. Соз¬давалась лишь иллюзия участия в создании спутника.

Тем не менее, космонавтика как раз представляет собой одну из редких областей деятельности, где каждый человек может реализовать себя. Конкретная работа в проекте позволяет ему, получая знания и опыт, постепенно развивать способности и становиться высококвалифицированным спе¬циалистом по выбранной тематике. Исходя из этого, было принято решение, что, например, для «Колибри» научно-исследовательскую аппаратуру будут делать специалисты ИКИ РАН и НИИЯФ МГУ (при участии студентов) и для школьников будут устраиваться факультативные занятия.

Один из видов таких занятий – международную школу-семинар по «Колибри» с участием школьников России (Обнинск, Калуга, Королёв) и Австралии (Сидней). Российские школьники рассказали австралийским о научных задачах  и научных приборах. Австралийские школы ознакомили с оборудованием наземных Пунктов приёма информации с «Колибри», сформированных при содействии российских специалистов.

Разработку, изготовление конструкции микроспутника и служебных систем, названного на семинаре в Сиднее «Колибри-2000» (Олимпиада в Сиднее-2000г.), осуществляли специалисты СКБ КБ ИКИ РАН (г. Таруса) и НИЛАКТ РОСТО (г. Калуга).

«Колибри-2000» (масса 20.5кг.) в 2002г. был выведен на орбиту с использованием инфраструктуры Российского сегмента МКС и успешно проработал за всё время своего баллистического существования до входа в плотные слои атмосферы.

-В данное время Московское ИКИ активно сотрудничает со своими тарусскими коллегами в подготовке спутника «Трабант». Не могли бы вы шире осветить цели и задачи этого эксперимента?


Целями эксперимента являются:


– исследование механизмов возникновения и динамики ионосферных неоднородностей различного масштаба в зависимости от активных процессов на Солнце и на Земле, поиск закономерностей изменений плазменно-волновых и электромагнитных параметров в ионосфере природного и техногенного характера в широком динамическом и частотном диапазонах.

Проще говоря, с помощью этого «двойного» микроспутника мы будем исследовать влияние на ионосферу (верхний слой атмосферы) Земли мощных передающих устройств, гроз и других земных процессов. Более того, «Трабант» продолжит изучать эффекты, обнаруженные с помощью микроспутника «Чибис – М»

Научными задачами эксперимента  являются:

– исследования механизмов возникновения и динамики ионосферных неоднородностей различного масштаба, плазменно-волновых и электромагнитных явлений в ионосфере природного и техногенного характера и их влияния на распространение электромагнитных КНЧ-УНЧ-ОНЧ-ВЧ излучений в ионосфере и на трассах Земля-космос-Земля в широком динамическом и частотном диапазонах;


– исследование пространственных и временных неоднородностей ионосферной плазмы и их пространственно-временное разделение;


– отработка методов измерения параметров и контроля космической погоды.


– Так как ионосфера является фактически экраном, на котором проектируются практически все процессы, происходящие в магнитосфере Земли в процессе ее взаимодействия с солнечным ветром. Поэтому систематические измерения параметров ионосферы — ключ к изучению механизмов формирования ионосферного отклика на воздействия «сверху»(из космоса) и «снизу» (с Земли).

Если ничего не изменится, выведение спутников на орбиту намечено на 2020 год.

- А какие проблемы, стоящие перед отечественной космонавтикой вы считаете наиболее важными?


В настоящее время отечественная наука практически не знает, что такое космические исследования. Причина – мизерное финансирование.  Отсутствие  специализированных исследовательских центров. Отсутствие на орбите отечественных научных космических аппаратов (НКА). Нехватка
квалифицированных специалистов, особенно молодых – не старше 65 лет. Ведь не секрет, что нашим ведущим сотрудникам от 70 лет и более.

 
За последние годы мы растеряли высококлассных специалистов – причина всё та же  - недостаток финансирования, отсутствие продуманной системы подготовки кадров, а также приоритетов, представления, видения будущего. Проще говоря, у нашей страны нет цели, направления, соответствующего вектора развития.


Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.