Однажды, после Победы…

Письма с фронта – небольшие, но такие долгожданные весточки. С каким же нетерпением их ждали родные, близкие, любимые. С какой надеждой встречали почтальона и получали заветные треугольные конверты! Значит, жив родной, значит, всё в порядке, и есть шанс встретиться однажды - после Победы.


Эту подборку писем с фронта подготовил известный тарусский журналист и краевед Игорь Филиппович Гунченков. Читателям он известен, прежде всего, серией своих исторических работ, многие из которых публиковались на страницах «Октября». Письма выходят в рубрике, посвящённой 90-летию газеты, но посвящены они 75-летию Великой Победы.


Фронтовые письма Анатолия Сорокина


(Н. Вязники, 26 декабря 1941 года).


«Здравствуйте дорогие родители! У меня сегодня большая радость – получил от вас весточку. Много раз писал в Тарусу, но ответа не получал. Из газет узнал, что в городе нашем фашисты. Если бы вы знали, как я ненавижу их! У меня сейчас одна мечта – быстрее овладеть военным искусством и – на фронт. Жду дня, когда в поединке встречусь с врагом. Я буду мстить ему за поруганную землю нашу, за смерть невинных людей, за ваши слёзы, дорогие мои.


Пока жив, пока сердце бьётся, врагу пощады не будет. Это не просто слова, а клятва солдата.


Вместе с вашим письмом получил открытку от тёти Наташи.  Она прислала мне ваш адрес. Безмерно рад нашей, хотя и письменной, встрече.


Анатолий».


     ***


(Действующая армия, 19 мая 1942 года).

«Дорогие мои, здравствуйте! Обо мне не беспокойтесь. Настроение хорошее. Верю в нашу с вами встречу. Кормят нас хорошо. Получаем сахар, табак, не говоря уже о горячей пище.


Напишите, как живёт Таруса после освобождения от фашистов? Что натворили изверги в городе моей юности? Где дядя Коля, где работаете вы?


Берегите своё здоровье. Оно ещё пригодится вам, да и мне здесь будет спокойнее.


Целую. Анатолий».


      ***


(Действующая армия, 5 июня 1942 года).


«Здравствуйте, дорогие мама и папа! Письмо ваше получил. Спасибо. Я жив и здоров. Нахожусь на передовой.  Сейчас у нас затишье. Но скоро будет всё по-иному. Готовимся к этому. Как бы фрицы глубоко ни зарывались в землю, будем вырывать их с корнем. И сделаем это в самое ближайшее время.

Обо мне не беспокойтесь. Денег не присылайте. Ими здесь нечего делать.

Ваш Толя».


   ***


(Немного позднее родители Анатолия получили такое письмо):

 

«Письмо родителям


Уважаемые Анна Кузьминична и Яков Иванович!


С болью в сердце пишу вам это письмо. Ваш сын Анатолий пал смертью храбрых 8 июля 1942 года от рук немецко-фашистских захватчиков. Похоронен он со всеми воинскими почестями в деревне Красная Горка Мосальского района Смоленской области, на левом берегу реки, против бывшей мельницы и моста.


Я лично украсил могилку Анатолия живыми цветами. На могильном холмике установил временную надпись, указав его фамилию, имя, отчество, год и место рождения.


Анатолий был моим заместителем, дисциплинированным командиром Красной Армии. Хорошо знал военное дело и страстно ненавидел врага. Эти чувства воспитывал и у своих подчинённых.


Бойцы подразделения на могиле Анатолия поклялись отомстить врагу за смерть своего товарища. И я заверяю вас, что мы будем бить фашистов до полного их уничтожения.


С большевистским приветом политрук роты ОКУЛОВ».


Подготовил Игорь ГУНЧЕНКОВ. По материалам «Октября» от 28 апреля 1970 г.