Легко по клавишам скользя

Чудесный фортепианный вечер подарила гостям Дома Литераторов в субботу пианистка Елена Веселова.


Удивительно, насколько один всего лишь инструмент может своими звуками заполнять пространство до предела, переливаться волнами через край, требуя себе в помощники только истинного музыканта.


Елена – лауреат многих международных конкурсов, преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова по классу камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства.


С тонким музыкальным вкусом была составлена многогранная и непростая программа выступления. В первой части концерта звучали произведения Николая Метнера. Этот самобытный композитор, пианист, педагог занимает особое место в русской и мировой музыкальной культуре, хотя сейчас и не так популярен, как его современники С. Рахманинов и А. Скрябин. Музыка Метнера исконно русская. Для высказывания ему было достаточно, как Ф. Шопену, только рояля. Композитор - мастер мелодического рисунка, полного графичности и полифонии, точно очерченного и экспрессивного. Блестяще исполненные Еленой «Соната-воспоминание» - одно из самых часто исполняемых произведений автора, «Утренняя песня» и «Трагическая соната», вмещающие в себя целые миры лирических, драматических образов, произвели впечатление даже на искушенную публику.


Вторая часть концерта была отдана французам. Клод Дебюсси, ярчайший представитель импрессионизма во французской музыке, и его «Бергамасская сюита». Танец, игра, легкость и свет в четырех частях, прозвучавших очень по-итальянски. В исполнении Елены слушатели смогли почувствовать очарование молодости, романтизма и в то же время уже сформировавшиеся стиль и мастерство знаменитого композитора.


В завершении - Морис Равель, тоже представитель французского импрессионизма. «Благородные и сентиментальные вальсы» - так назван был композитором фортепианный цикл произведений, который позже был оркестрован и стал частью успешного балета «Аделаида, или Язык цветов». Это роман о любви, наполненный весьма популярным в то время обычаем «разговаривать» с возлюбленными цветками, каждый из которых имел свое значение. Елена Веселова исполнила оригинальную фортепианную версию «Вальсов».


Каждый фрагмент вечера предварял интересный и познавательный рассказ музыканта и педагога Нины Петровны Устиновой о том, что ждет зрителя в ближайшие минуты. Замечательно, что в последнее время все чаще на концертах и встречах перед исполнением произведения можно услышать истории о композиторе, его стиле, времени и эпохе, об особенностях создания художественных образов. Это дает возможность глубже почувствовать музыкальное произведение и уникальность каждого автора.


По окончании выступления слушатели никак не хотели отпускать пианистку, и на бис она сыграла попурри из любимых мелодий французской эстрады.


В свою очередь, Елена Веселова отметила уникальность тарусской публики и города. По ее словам, Таруса - это настоящее «место силы». Сами воздух и атмосфера вокруг способствуют и дают возможность прислушаться, заглянуть в себя, найти прекрасное и поделиться с другими.


Анна ШАПОШНИКОВА.


Фото автора.