Последовательница Гумилевской

На фабрику «Тарусская вышивка» Александра Ильинична Демченко пришла в 1964 году, когда вместе со своим мужем Николаем и дочерью Любой перебрались в Тарусу из Станицы Родниковская Краснодарского края.


Выбор был не случаен: ещё в 1952 году она, будучи студенткой художественного отделения Кадомского техникума, проходила здесь практику. Тогда  фабрика именовалась «Артель вышивальщиц» и располагалась в нескольких местах: основное производство - на улице Ленина, в доме Добротворских, цех пошива - на улице Каляева–15, филиал - в селе Высокиничи, плюс работницы-надомницы.


«Таруса мне сразу очень понравилась, - делится первыми впечатлениями о городе наша героиня. - Во время практики я познакомилась с главным художником Маргаритой Гумилевской. А её помощницы Крестова Александра и Гольнякова Александра делали цветную перевить. С их помощью я изучала все виды вышивки, сделала свои первые профессиональные зарисовки».


Практика закончилась быстро. Александра очень надеялась, что получит направление в Тарусу, но комиссия по распределению решила иначе – её направляют на родину, в Воронеж: там на швейном предприятии требовались специалисты. Но Александра уже успела полюбить Тарусу, Калужский стиль вышивки, нашла себе друзей. Эта мечта обязательно сбудется, но гораздо позднее.


В Тарусу привела газета


Судьба ведёт к мечте порой извилистой тропой. Для Александры Ильиничны эта «тропа» растянулась на двенадцать лет. Через 2,5 года, она отправилась на Кавказ, в длительную командировку вслед за своим мужем Николаем. Южный климат не слишком подходил для её здоровья, и постепенно семья перебирается в станицу Родниковская.


Однажды Николай читал газету «Сельская жизнь», в которой была напечатана статья о тарусском лесхозе.  Как бы между прочим в газете сообщалось, что «Тарусское лесничество» с радостью примет на работу иногородних  специалистов. Тут-то и вспомнила она о своей мечте! И предложила перебраться в Тарусу.


Идея была одобрена, и Александра, повинуясь эмоциям, пишет письмо на фабрику «Тарусская вышивка». Директором фабрики была Татьяна Пивоварова, но ответ пришёл не от неё. Писала однокурсница Нина Чуфистова: к тому времени она стала инженером. Александру Ильиничну помнили, и с радостью предлагали место, но только с оговорками:  «С жильём в Тарусе плохо».


Разве отсутствие жилья могло стать препятствием? Приглашение было принято, и вскоре пришёл официальный вызов.


Встречали новых работников без хлеба и соли: места были обеспечены, но быт пришлось устраивать самостоятельно. Первое время снимали номер  в гостинице, пока не нашли подходящее место -  красный уголок в доме Добротворских. Там Александра и Николай вместе с дочерью Любой и ютились долгое время.

Новый художник


Определили Александру в лабораторию художником. Маргарита Гумилевская, посмотрев на новую сотрудницу, дала ей свои работы, добавив: «Учись!» С них Александра делала зарисовки, нарабатывая такой необходимый в её деле опыт. Постепенно задания становились всё сложнее – Маргарита Гумилевская  наблюдала за новой сотрудницей, приобщая её к фабричной жизни. Со временем в обязанности Александры вошёл и контроль качества выпускаемой продукции.


«Я ходила по цехам, наблюдала, давала советы», - вспоминает она. Это не каждому нравилось, но нового художника это мало волновало: она была увлечена работой настолько, что не обращала внимания на всякие мелочи.


В 1972 году Маргарита Гумилевская ушла на заслуженный отдых. Её преемником, главным художником фабрики, без возражений была назначена Александра Ильинична.


Забот прибавилось. «Мой рабочий день начинался с обхода, проверки качества готовой продукции. Потом - совещание, и только после него я приступала к зарисовкам. Когда эскиз будущего изделия был готов, мы делали опытные образцы, и возили их на художественный совет в Москву. С двумя чемоданами я возила образцы в любую погоду!», - вспоминает наша героиня.


Особенно тяжело было в половодье. Если через реку Таруску можно было перебраться без особых проблем  благодаря современному мосту, то пересечение Протвы было сопряжено с определёнными трудностями. Старый мост через реку не давал возможности добраться до другого берега. Во время половодья автобус довозил пассажиров до Протвы, где была организована временная лодочная переправа. На другой стороне ждал другой автобус, который довозил людей до Серпухова.


С образцами через льдины


Как-то раз Александра с полными чемоданами отправилась в Москву. Река только вскрылась, и переправляться пришлось во время ледохода: «Мы с модельером  сели в лодку и начали пробираться между льдинами. Крупная льдина внезапно подошла и ударила в борт. Лодка едва не перевернулась, и если бы не лодочник, нам пришлось бы худо. Кое-как мы переправились, а когда вернулись домой, директору я сказала: «Больше не буду вплавь перебираться. Другим путём, выдавайте машину, но рисковать не хочу. Тем более что продукцию везу на большую сумму». Как бы то ни было, а чемодан с образцами Александра не уронила.


Продукция фабрики пользовалась спросом не только внутри страны, но и во всём мире, неоднократно побеждая на различных выставках. «На каждый год мы обязательно готовили выставочную работу, и я не помню случая, чтобы мы вернулись без награды», - вспоминает Александра Ильинична. И в подтверждение своим словам достаёт яркий буклет, где значится большая часть достижений фабрики за период, пока она была главным художником.


С 1966 года работы фабрики отмечены наградами на выставках по всему миру - выставки на ВДНХ, зональные, республиканские, межрегиональные, региональные, всероссийские, выставки «Народное искусство России», в том числе и за рубежом: в США, Австрии, Франции, Дании, Нидерландах, Иордании, Канаде. За свой вклад в развитие фабрики и творческую деятельность она неоднократно была награждена медалями и грамотами. В их числе -  бронзовая медаль ВДНХ, дипломы и почётные грамоты Совета министров РСФСР, секретариата Союза художников РСФСР. В 2002 году награждена правительственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Многие изделия Александры Демченко хранятся  в музеях городов России.


Вслед за мамой


Любовь пришла на фабрику в 1973 году, сразу после школы. Это была её детская мечта, и она была настроена решительно на случай, если родители будут против. Родители не возражали, и Любовь продолжила трудовую династию, начатую её мамой.


То, что мама была главным художником, ничего не значило. Напротив, как с родственницы, был наибольший спрос. Наставником Любови, попавшей в цех машинной вышивки, стала Матрёна Обыдёнкина, которая обучила её всем секретам мастерства. Вскоре Любовь превратилась в мастера высокого уровня: полностью освоила ручную вышивку. Подтверждением профессионализма стало ее вхождение в число мастериц, избранных для важной государственной задачи – вышить скатерть самому Леониду Ильичу Брежневу!


Участие в первых выставках принесло Любови первые признания: вступив в союз молодых художников, она как бы перешла невидимую грань, которая отделяет начинающего мастера от профессионала высокого класса.


Союз открыл все двери: её работы участвовали во многих выставках в Калуге, Туле, Москве, Рязани, других городах нашей страны и по всему миру.

Плохое не украдут!


Бывали и курьёзные ситуации. Однажды с выставки в Индии вернулись не все образцы. Не досчитались расписного полотенца, автором которого как раз и была Любовь. Конечно, автор - в слёзы, но экспертная комиссия успокоила: «Ничего, плохие вещи не воруют!» Наверное, приглянулось полотенце какому-нибудь индусу – решил сделать тюрбан, и это объяснение устроило Любовь. В самом деле, можно вышить ещё краше! А за пропажу изделий авторам выплатили денежную компенсацию – так что, на пользу.


Подобный случай произошёл и в столице европейской моды - элегантном Париже. Однажды на выставке пропало несколько образцов, и среди них работы Александры Ильиничны и Любови Николаевны. Видно, какой-то мамзель страсть как захотелось оставить себе на память сувенир из суровой России. Вот и поручила своему Жюльену провернуть операцию. Но на этот раз мать и дочь не расстроились! Если уж и в Париже стащили, значит, заслужили мировое признание.


Конечно, на фабрике не обходилось и без так называемой «подковёрной борьбы». Какое-то время Александра Ильинична была даже в опале: не нравилось некоторым, что главным художником после Гумилевской стала именно она. Под шумок досталось и Любови. Но они не таят обиды: что было, то прошло. Плохое уходит, а в памяти остаются самые светлые воспоминания, от которых и по сей день на душе тепло.

 

Надежда есть, но…


Прошли годы. Любовь Николаевна с 2010 года вышла на пенсию. К  моменту, когда фабрику начали дробить на части, она уже покинула предприятие: несколько десятков сотрудниц вышвырнули за ворота в одночасье. «Работать пришлось кем угодно, - с горечью вспоминает она. - И дворником была, и уборщицей, и упаковщиком на «Роллтоне».


Сейчас мать и дочь готовятся к юбилейной выставке, которая состоится в октябре этого года в Калуге. К юбилею мамы, чтобы подготовить работы, Любовь обратилась на фабрику. К её удивлению, там  не осталось ни одного рисунка (а может, просто не хотели помочь?). Уникальные наработки тарусских мастериц канули в лету, когда, сменяя один другого, пост директора фабрики занимали люди, далёкие от производства.


Времени остаётся мало, и приходится шаг за шагом восстанавливать в памяти утраченное. Благо, все параметры, основные наброски, она помнит, как говорится, «на глаз». Не оставили в беде и друзья, с которыми когда-то работала: у кого-то сохранился набросок, кто-то принёс фотографию. Так, крупица за крупицей, восстанавливается и былое наследие Тарусской фабрики художественной вышивки. «Если ты сам создавал узор, то наизусть помнишь каждую его запятую. Ничего, соберём!» – уверена Любовь.


Бывших работников фабрики не бывает. До сих пор они живут духом того времени, когда вместе занимались любимым делом, болеют душой за родное предприятие, которое, как и тысячи других уникальных заводов и фабрик в стране, пошло под нож, попав в лохматые лапы приватизаторов.


Уникальная фабрика, гордость страны, ушла  с молотка за бесценок, и ныне от огромного коллектива работниц осталась лишь тень. Но пока живы бывшие сотрудники, пока есть те, кто пытается вернуть былую славу знаменитому предприятию, жива надежда на возрождение этого старинного Тарусского промысла.


Вадим МАЛЬЦЕВ.