В мастерской Станислава Жулидова

Не выпала судьба красотам Алтая застыть навечно в полотнах известного тарусского художника Станислава Жулидова. Станиславу был всего один год, когда его семья решила покинуть этот благословенный Природой край и перебралась из рабочего посёлка Тальменка в город Мичуринск Тамбовской области.


Впервые он почувствовал тягу к кисти и мольберту ещё в раннем детстве, когда отец привёл его в школьный художественный кружок, добавив: «Попробуй, сын, может это твоё!» Отец оказался прав – едва взяв в руки кисть, Станислав понял, что его призвание – искусство.


Если бы не Вучетич!


Закончив 8 классов средней школы, он принимает решение отправиться в Москву, в художественное училище имени М.И. Калинина, где выбирает «ковровое отделение».  Ничего необычного: просто, повинуясь общей тенденции, он пошёл по проторенной дорожке.


Но эту «дорожку» ещё надо было заслужить, и тут помог случай. Как-то раз Станислав опаздывал на экзамен. Переполненный автобус попыхтел ему прощальным приветом и скрылся вдали. Со слезами на глазах он бросился к чёрной «Волге», стоявшей поблизости, разъяснил ситуацию водителю и его пассажирам и тут же получил разрешение занять место. На заднем сидении машины его попутчиком оказался солидный интеллигентный человек, который молча посмотрел на юношу, но ничего не сказал. Как только «Волга» тронулась в путь, пассажир переднего сидения неожиданно поворачивается и говорит: «Это хорошо, что вы поступаете в художественное училище! А знаете, кто создал этот памятник?» - и протянул студенту рубль, на котором была изображена известная скульптура воина-освободителя с девочкой на руках.


Имя скульптора Станислав знал, но от волнения не смог вспомнить: «Знаю, какая-то фамилия на букву «В», - волнуясь, вымолвил он. – «Не Вучетич ли?» - подмигнул пассажир. - «Точно, он!» – подпрыгнул Станислав! - «Ну так познакомься! - торжественно объявил  собеседник, - твой попутчик и есть знаменитый скульптор!»


Солидный интеллигентный человек был никто иной, как известный скульптор Евгений Вучетич, чья самая известная работа находится в Берлинском Трептов-парке. Польщённый восторгом студента, великий мастер тут же велел изменить маршрут и направиться к училищу. На экзамен Станислав успел. Сдал на «отлично». 


Вдохновение с натуры

                    
Через четыре года, получив специальность художника декоративно-прикладного искусства, Станислав направляется на ковроткацкую фабрику села Канаши Шадринского района Курганской области. Здесь он успел отработать восемь месяцев, прежде чем его забрали в армию. Теперь Станислав создавал эскизы к коврам. Ведь до того, как изделие появится на свет, должен быть создан проект и технический рисунок будущего ковра. Сначала эскиз делается «в карандаше», и только  потом - в цвете  переводится на специальную «конвовую» бумагу. Последними за дело принимаются мастерицы.


Отслужив в армии, Станислав вернулся домой, в родной Мичуринск, где около года преподавал в местной школе уроки черчения и рисования, а в художественной школе – живопись. Но душа требовала большего: творческого роста, развития. И эти искания привели  его в Москву, на подготовительные курсы художественного факультета МТИ. Здесь изучал композицию, рисунок, лепку, историю искусства.


«Мы много работали с натурой, - с хитрецой в глазах улыбается Станислав Васильевич. - Для этого были натурщицы, с которых мы рисовали, лепили скульптуры, иногда задерживаясь до позднего часа после занятий».


Как вспоминает Станислав, некоторые девушки занимались этим профессионально – даже трудовая книжка была. Что ж, пользу Родине можно приносить и в костюме античной богини, выходящей из пены морской. Но каково при этом самому мастеру? В памяти воскресает сюжет из фильма «Титаник», где в подобной ситуации оказался главный герой – хоть за борт прыгай! Непросто было и нашему студенту, но искусство прежде всего. Работа интересная, увлекательная, а заодно и вдохновение получаешь на долгое время.


Таруса  предназначена судьбой


До настоящих работ было ещё далеко. Закончив факультет «Скульптура малых форм», будущий художник пробует свои силы как резчик по дереву. Так появилось живописное панно -  триптих «Танцы», где три девушки в хороводе, два гармониста и один балалаечник навечно застыли, взявшись за руки. Это панно, ставшее дипломной работой, до сих пор украшает один из холлов общежития МТИ.


В Тарусу Станислав прибыл в 1980-м олимпийском году. Выбор был не случаен  – уже давно в наш город его звал директор экспериментального завода Вячеслав Шальнев.  Устроился в цех деревообработки, художником, где сразу обратили внимание на его высококлассные работы. Слава, как говорится, всегда бежит впереди, поэтому вскоре его пригласили преподавать по совместительству в местное  СПТУ (ныне – многопрофильный техникум), что давало право на место в общежитии.


Педагогов в училище в ту пору катастрофически не хватало. Взявшись за группу росписи по дереву, художник вскоре понимает, что с него просто так «не слезут». Опасения вскоре оправдались: кроме художественной росписи, новоиспечённому наставнику пришлось обучать ребят и другим сопутствующим предметам, среди которых материаловедение, спецтехнология. Также он был мастером производственного обучения и занимался многим, что весьма далеко от живописи.


Студентам он отдал около трёх лет. За это время успел крепко пустить «корни» в тарусскую землю, а заодно и полюбить этот удивительный край, полных живописных природных уголков.


Поиск направления


Первую свою настоящую картину Станислав Жулидов написал совсем недавно – вряд ли с того момента прошло более 15 лет. Были, конечно, и раньше замечательные вещи  – эскизы, наброски, рисунки, картины на бересте, да и по основному месту работы пришлось создать многое, но всё это было не то! Наверное, каждый, любуясь красотами тарусской природы, втайне пожалел, что не родился художником, а если ещё талант заложен свыше? Нечто подобное произошло и с ним.


«Однажды мне просто понравился какой-то пейзаж, - поделился Станислав. - Тут же решил взять кисть и написать картину. Получилось очень удачно!» С этого момента на нашей земле родился новый художник.


Его картины поражают реалистичностью. Какой бы уголок природы он ни изобразил, глядя на его работы, кажется, что деревья сейчас зашумят листвой, приглашая отдохнуть в их тени, а извилистая речка оживёт и зажурчит по камням, искрясь на солнце своими прозрачными водами.


Но прежде чем Станислав Жулидов написал свои первые картины, он испробовал свои силы в работе с берестой – занимался изготовлением берестяной посуды, создал свои первые берестяные картины. Эта идея увлекла его во время командировки на фабрики «Умелец» и «Идеал» в городе Кирове (Вятка), куда он направился  внедрять свои изделия в производство. Впоследствии набирался опыта на Хотьковской фабрике, фабрике Богородской резьбы, в Вологде, Ленинграде.


В это же самое время в Тарусе побывали космонавты Владимир Джанибеков и Анатолий  Арцибашев. Посетили они и экспериментальный завод, где познакомились с художником. От работ мастера космические первопроходцы были в восторге. Некоторые из берестяных изделий покорители небес увезли с собой, оставив на память свои автографы. Гораздо позднее, когда в Тарусе снимался телесериал «Участок», в гости к уже известному мастеру зашёл сам главный герой фильма – Сергей Безруков. «Участковый» отличался жизнерадостным и добродушным характером, внимательно осмотрел все предложенные изделия, рассказал какую-то забавную историю, выбрал, что приглянулось и, щедро отблагодарив художника, отправился на съёмки.


Всё зависит от вдохновения


Первые же картины принесли известность. Нового художника заметили сразу и тут же оценили его способности. Но известность в ближнем кругу – это только первый шаг. Чтобы добиться более высокого уровня признания, необходимо принимать участие в выставках – благо в Тарусе их хоть отбавляй! Впервые выставив свои труды  в Тарусской картинной галерее, мастер получает настоящее признание и восторженные отзывы посетителей.
        
                            
Вместе с первыми пейзажами пришёл и творческий азарт. Теперь к природным красотам добавились живописные уголки ставшего родным города. Старинные домики, утопающие в зелени, извилистые улицы – в Тарусе можно найти много мест, достойных украсить любой холст. И Станислав это прекрасно почувствовал. Посеревшие от времени домишки на его картинах так и зовут постучаться в обрамлённые наличниками окна, как бы приглашая в гости, полностью раскрывая душу нашего городка.

 
Наверняка, чтобы написать картину, которой потом будут восхищаться люди, нужно знать особый секрет? «Картина рождается с этюда, – делится секретами мастер. -  Художник делает набросок карандашом или кистью. Иногда уместен и фотоснимок. На создание картины уходит от одного дня до нескольких месяцев. Но всё зависит от вдохновения!».


Однажды кто-то заказал ему свой портрет. Вот тут то и пригодились навыки, полученные при работе с натурой! Портрет получился удачный, учитывая тот факт, что своего героя мастер писал  по фотографии. Есть, оказывается, и такой приём у  служителей искусства.


Хранитель исторической правды


Картины на батальные сцены появились совсем недавно. К художнику обратился Евгений Львов - краевед из села Лопатино. Попросил написать картину освобождения района от немецко-фашистских захватчиков.  Сюжет создавался по рассказам очевидцев, ярко описавших жуткие дни октября – декабря 1941 года. Осталось добавить чуточку краски, мастерства, чтобы родилось ещё одно живое свидетельство зверств фашистов на нашей земле. Так появилась знаменитая «Лысогорская Хатынь», «Освобождение Тарусы», «Бой за село Вятское» и другие. Некоторые из этих картин бережно хранятся в Тарусских школьных музеях, наглядно рассказывая детям правду о войне.


Когда я вошёл в его мастерскую, Станислав Васильевич сосредоточенно трудился над новым полотном. Картина продолжает серию на тему освобождения Тарусского района, изображая один из моментов очищения села Лопатино от оккупантов. Создавалась она по воспоминаниям очевидицы события, бывшей в то время маленькой девочкой. Осталось нанести последние штрихи, и картина будет готова.
   
                                                  Тернистый путь


Сейчас работы Станислава Жулидова есть в частных коллекциях Японии, Германии, Франции, США. Можно говорить о мировом признании, но до этого ещё далеко! К сожалению, сложно таланту пробиться через баррикады отживших иерархических преград. Порой признание приходит слишком поздно.


Станислав не частый гость на выставках – художник не страдает тщеславием. Хотя ещё его детские работы заслужили международное признание: давным-давно рисунки школьников отправили в Алжир. Позднее, в одной из газет появилась статья: «Снег идёт в Алжире». Работа юного Станислава под названием «Снег идёт» получила  признание в этой африканской стране, и с тех пор он бережно хранит диплом участника, как и диплом, полученный позднее - на выставке в торгово-промышленной палате СССР.


Если художник принципиально избегает персональные выставки, то в групповых время от времени принимает участие. Лучшие его работы сразу привлекают к себе внимание на коллективных выставках художников в Тарусской картинной галерее. Но однажды всё же была персональная выставка в белорусском городе Мозырь. На память он теперь бережно хранит благодарственное письмо от министерства культуры Республики Беларусь. Неоднократно работы Станислава Жулидова участвовали в коллективных выставках Калуги, Протвино, Москвы.


Сейчас художник  проводит всё свободное время в своей мастерской. Каждый новый день приносит новую идею, новый сюжет, который однажды будет воплощён в жизнь на полотнах замечательного тарусского художника Станислава Жулидова.


Вадим МАЛЬЦЕВ.


Фото автора.