Фабричная династия

На фабрику «Тарусская вышивка» Лидия Никифоровна Спиридонова  пришла сразу после школы, в далёком 1965 году.


Вопрос «Кем быть?» никогда её не волновал – со своим выбором она определилась давно, под влиянием мамы Анны Васильевны.  Мама давно знала, что её дочь Лида, которую она частенько брала с собой на смену, всегда  заворожено наблюдала за ловкой работой мастериц. Как рождаются и выходят из-под их рук необыкновенные узоры, создаются новые рисунки, тянутся нити, один за другим  появляются удивительные изображения на обычном куске ткани. «Как можно создавать такую красоту? Ведь этому невозможно научиться!», - удивлялась Лидия.


Маму поддержала сестра Татьяна Васильевна. Она тоже работала на фабрике, и её влияние на племянницу помогло юной Лиде принять окончательное решение.


Иначе и быть не могло – в цехах «Тарусской вышивки», кроме мамы и тёти, работали и две старшие сестры Нина и Тамара. Впоследствии, спустя годы, трудовую династию пополнила и Татьяна - дочь самой Лидии Никифоровны.


Наконец, Лидия решилась! Окончив курсы повышения квалификации при Пермском учебном комбинате вышивальщиц, она устроилась в цех машинной вышивки, который занимал весь третий этаж фабрики. Сорок мастериц, сосредоточенно «колдовавших» за неистово стрекочущими машинками, производили грозное впечатление. Но Лидию это не испугало -  её наставник, мастер Мария Ивановна Горячева поддержала девушку,  определила ей рабочее место, а для начала предложила  старый уголок ткани: «А ну-ка, попробуй, сделай узор, покажи нам что умеешь!»


«Вместо узора у меня получилось нечто непонятное, - вспоминает Лидия Никифоровна. - Чтобы был хоть какой-то толк, необходима практика в течение как минимум  трёх месяцев, а тут сразу! Но первая неудача меня не расстроила. Наоборот, я тут же решила во что бы то ни стало освоить это искусство! Три месяца я училась обращаться со швейной машинкой, гоняла валик, училась правильно работать с нитью, делать штуковку, узоры и осваивала остальные секреты профессии, а на четвёртый месяц получила результат – первый качественно вышитый узор».


Что у Лидии Никифоровны получилось, она уже не помнит. Но до сих пор душу греют первые похвалы от мастера, гордость за то, что доказала всем свой профессионализм, что ей можно доверять серьёзное дело!


Усилия не остались незамеченными. Посыпались заказы: блузки, пододеяльники, расписные полотенца–рушники и многое другое.


В то время имя фабрики гремело на всю страну – фирма! Продукция была нарасхват как в союзе, так и за его пределами. Каждого работника предприятия по праву можно было называть подвижником, хранителем народных традиций, да и просто энтузиастом.


Правда, сотрудники «Тарусской вышивки» об этом и не подозревали: рабочие будни сменяли друг друга, принося свои заботы и радости. «Был у нас механик по имени Иван, - улыбается Лидия Никифоровна. - Он любил прохаживаться между рядами вышивальщиц, важно заложив руки за спину. Время от времени он останавливался, советовал что-то и шагал дальше. А мы, девки молодые, не упускали возможность подшутить над ним. Как только он останавливался, чтобы дать очередной совет, мы цепляли ему  ленточку за шиворот, или прикрепляли её к пиджаку пониже спины – получался хвост. Когда Иван замечал наше баловство, нисколько не обижался. Как человек добродушный, сам начинал смеяться. Иногда, бывало, придёт с кульком конфет: «Нате, девки, угощайтесь!»  Мы только рады были!»


Если искусство машинной вышивки можно было освоить месяца за три, то ручная давалась далеко не каждому! К лучшим работницам начальство присматривалось, и наиболее способных переводили в цех ручной вышивки.  Здесь они учились работать на пяльцах, получая консультацию у самых опытных мастериц. Из этой трудовой династии такой чести удостоились мама, старшая сестра Зина и тётя Татьяна Васильевна.


Однажды директор фабрики Татьяна Пивоварова выступила с инициативой сделать подарок ко дню рождения Леонида Ильича Брежнева. Решили подарить ему скатерть, которую украсили узорами, расшитыми золотыми и голубыми нитями. Такое ответственное задание доверили самым лучшим, а когда дело было сделано, скатерть отправили дорогому Ильичу прямо в Кремль. По слухам, товарищ Брежнев остался доволен работой тарусских мастериц и, пошевелив бровями, выразил своё «чувство глубокого удовлетворения».  Правда, орден не дал! Но фабрика и без орденов богата наградами: огромное количество почётных грамот и международная слава  – разве это не лучшее признание?


Дарили расписную скатерть и ранее, другому генсеку - Никите Хрущёву. В её создании принимала участие мама Анна Васильевна. Изделие было вышито серебряными нитями, вот только что на нём было изображено, Лидия Никифоровна уже не помнит. Но уверена: уж точно не кукуруза!


Частенько на фабрике бывали звёзды современности. В конце 90-х – начале 2000-х «Тарусскую вышивку» посетили   Клара Новикова и Владимир Винокур.


От привычных нашему восприятию телевизионных юмористов они отличались очень сильно! Обычные люди - жизнерадостные и немного серьёзные, без своих фирменных приколов. Они просто ходили по цехам и что-то выбирали. С вышивальщицами знаменитости общались по-простому, без звёздной напыщенности, как равные, что не осталось незамеченным. С тех пор некоторые работницы бережно хранят автографы, оставленные им звёздными гостями.


90-е – непростой период. Поговаривали, что фабрику будут закрывать. Как и почему наивыгоднейшее производство оказалось «за бортом», остаётся неясным. Быть может, создатели хаоса планировали просто задушить предприятие, чтобы потом прибрать его к рукам. Но, как бы то ни было, фабрика выстояла! Наступил период, когда директора менялись один за другим – ко всем и не успевали приглядеться. Сменилась форма собственности. Упали объёмы производства, во многом были утеряны уникальные навыки, а от дружного коллектива ныне мало кто остался. Но к этому времени Лидия Никифоровна уже удалилась на заслуженный отдых, отдав родному предприятию 45 лет жизни, заработав почётные звания ударника и ветерана труда.


Вернётся ли фабрике былая слава, как тогда, когда продукция фирменной марки «Тарусская вышивка» была узнаваема во всём мире, а само предприятие было одним из градообразующих – неизвестно. Но Лидия Никифоровна уверена – такие времена не за горами! Вновь появятся энтузиасты, достойные славного имени основателей артели вышивальщиц Марии Якунчиковой и Натальи Давыдовой, художника-подвижника Маргариты Гумилевской, которые возродят этот исконно тарусский промысел на нашей земле.


Вадим МАЛЬЦЕВ.


Фото автора.