Боевой танец

Эдуард Багдасарович Асатрян – человек дела. Миссия его благородна – воспитание подрастающего поколения сильными духом и телом людьми, способными добиваться поставленных целей. Ведь он - тренер отделения единоборств спорткомплекса «Лидер», и обучает тарусских ребят трём видам борьбы  – кикбоксинг, ушу–саньда и сават (французский бокс). 


- Эдуард Багдасарович, расскажите нам об успехах ваших воспитанников.


- За последние четыре года у нас семнадцать победителей и призёров первенств и чемпионатов России. Они проводились в Санкт-Петербурге, Москве, Воскресенске, других городах. И везде наши ребята показали вполне достойный результат. В основном это Центральный и Северо-западный регионы.


- Существуют ли какие-нибудь ограничения, чтобы попасть в вашу школу? Какие требования вы предъявляете к будущим спортсменам?


- Возрастные – от 6 лет и старше. Если нет никаких противопоказаний врачей, тогда  вперёд - пусть ребёнок приходит, занимается. Самым старшим у нас по 20 лет. На сегодняшний день их трое – это  неоднократные  победители, в прошлом Кубка России Дмитрий Выштер, который одно время работал тренером,  Константин и Иван Бянкины.


- Не слишком ли рано ребятам с 6 лет начинать заниматься борьбой?


- Во всех ударных видах спорта разрешают набирать детей с 10 лет. Просто не разрешают выступать в контактных поединках раньше этого возраста. Но время так летит, что если мы будем делать набор в этом возрасте, чтобы в течение двух лет дать результат, то они уже ничего не успеют. Ведь в 13-14 уже становятся кандидатами в мастера спорта! Мы принимаем шестилетних для того, чтобы скоординировать их, «растянуть», дать общефизическую подготовку. Они изучают традиционные и спортивные комплексы – передвижение, выполнение защитных и атакующих действий и многое другое.  Мы называем это «боевой танец».


- На здоровье детей это не отражается? Как относятся к такому воспитанию родители?


-  До сих пор ничего подобного не было. Ребятам разрешены «лёгкие» поединки, где запрещено наносить жёсткие удары. Причём чётко определены зоны, куда разрешено бить. Молодых спортсменов такие занятия мобилизуют, дисциплинируют, позволяют выработать навыки самозащиты. Родители только одобряют развитие этих полезных качеств.


- А не вырастут ли в среде ваших бойцов хулиганы?


- Кто такие хулиганы? Ими становятся, большей частью, неудачники. Не смог проявить себя нигде – ни в школе, ни в спорте, ни дома, вот и выбирает такой путь. По большому счёту, хулиган – это лентяй, бездельник. А что общеобразовательная, что спортивная школа – это, в первую очередь, труд. Тяжёлый, монотонный. Если подросток  не привык трудиться, то какой из него спортсмен? Какой он даст результат в спорте, учёбе? Вот и пытается такой неудачник выместить свою злобу на более слабых, даже не понимая, что этим он показывает свою трусость.


- То есть, воспитанник вашей школы никогда не обидит слабого?


- По крайней мере, мы к этому стремимся. Но начнём с того, что дети тоже изменились. Хулиган, который понимает, что может получить сдачи, порой начинает провоцировать, а потом идёт и жалуется. И это встречается часто! Как-то пригласили в одну из школ, говорят: «Вот, ваш спортcмен кого-то отлупил.» Начинаем разбираться – оказывается, что его вынудили к самозащите!  Говорят: «Если вынудили, то он должен был пойти и пожаловаться старшим». Хорошо, но тогда скажите,  кого мы в таком случае воспитываем? Какие ценности прививаем детям? Ребёнок должен расти не доносчиком, а защитником! Для этого надо хорошо готовиться. Ведь остановить агрессию можно разными способами: взглядом, тембром голоса и, как последний аргумент, – сила. Но только в том случае, если первые два аргумента не оказывают должного воздействия. И только в целях самозащиты.


Что делать ребёнку, если в присутствии одноклассников тебя начинают унижать? Сделать вид, что ничего не случилось, или побежать жаловаться старшим? Но это проявление слабости, а в чём-то и подлости!


- А как же пример с лающей собакой? Не станет же тот, кого она облаяла, гавкать в ответ?


- Не совсем так. Всё зависит от ситуации – по каждому пустяку никто «руками размахивать» не станет! Но когда это переходит рамки дозволенного… Например, у нас был такой случай (причём не единичный). Парень младшего класса вышел на перемену. Стоит группа старшеклассников: один из них взял и подставил ему подножку. Парень упал, но не стал отвечать, а старшеклассник предложил ему «разобраться» здесь же. Но парень не стал делать никаких «разборок» в школе, а предложил выяснить отношения  после уроков.

После занятий обидчик пришёл с группой друзей. Наш воспитанник не струсил, и немного проучил обидчика  при его же друзьях. Вроде конфликт уладили, но потом начались разборки с привлечением соответствующих организаций, где виновным оказался… потерпевший! Дескать, как он посмел защитить себя? А что, надо было пойти к маме, пожаловаться? Мама не должна всю жизнь бегать за своим сыном и сдувать с него пылинки! Наоборот, сын должен расти таким, чтобы помочь своей матери. На мой взгляд, этот парень поступил правильно!  А вот второй оказался трусом. Но подобная трусость у нас почему-то поощряется.


- Это какой-то абсурд! Придём к тому, к чему пришли на Западе, где мужчины перестают быть мужчинами!


- О чём и речь! Если у нас разрешено приобретать оружие всем кому угодно, а за обычную защиту своей чести и достоинства тебя могут и обвинить, то не имеет смысла удивляться тому, что с нами происходит! Нельзя  разрешать приобретать оружие кому попало и нельзя мешать ребёнку расти мужчиной, защитником.


- То есть, вместо всяких там пистолетов и прочих штучек, лучше посещать школу единоборств, и просто расти нормальным, здоровым духом и крепким физически человеком?


- Разумеется! Во всех техниках единоборств, существует целый ряд приёмов, при которых не надо наносить удар. Достаточно грамотно вывести противника из равновесия – дальше он сам не полезет.


- Как вы воспитываете будущих чемпионов? Нужны какие-то особые качества?


- Чемпионами становятся сами, благодаря упорному труду. Мы лишь помогаем. На сегодняшний день у нас подготовлены серебряный призёр Европы, чемпион Европы,  два призёра Кубка мира, обладатели европейских и российских кубков, бронзовый призёр первенства мира.


Особых качеств, чтобы стать чемпионом, не нужно, но все призёры по своему складу – лидеры! Они знают, что хотят и к чему стремятся.


Можно назвать много таких лидеров, но за несколько последних лет хотелось бы отметить таких ребят, как Лохова Олеся, Лобова Диана, Мурушкина Екатерина,  Щенников Игорь, Королёв Егор. Все они призёры всероссийских  чемпионатов.


- А если у ребёнка нет лидерских качеств?


- Бывает и так, но здесь побеждает упорство. Иногда  ребёнок не проявляет себя, нет никаких выдающихся качеств кроме одного - он трудяга. И вот, благодаря своему упорству, он проходит все стадии спортивного развития и становится победителем!


- Бывают ли у ваших воспитанников срывы, когда хочется всё бросить и уйти.


- Без этого не обойтись! Срывы, неудачи, провалы – естественный процесс на дороге к любому успеху.  Иногда, дойдя до определённой черты, спортсмен понимает: всё, предел, на большее он не способен. Очень многие опускают руки. Но, потерпев неудачу, необходимо не сдаваться, а провести анализ своих ошибок, «подтянуть» слабые свои стороны и двигаться дальше! Главное – не сдаваться!


Бывает, что и победы расхолаживают. Достигнет человек высших ступеней и бросает занятия. Что же, всему своё время -  теперь у него другая дорога. Но я уверен, что если он сумел добиться успеха у нас, то и в других сферах ему будет легче. Ведь он воспитал в себе все необходимые качества, которые  пригодятся в дальнейшем.


Например, занималась у нас Анастасия Иванчук – она сейчас работает преподавательницей начальных классов. Был у неё такой переломный момент, когда она хотела всё бросить – что-то там не получалось. Говорю ей: «Настя, всё у тебя будет, только ещё чуть-чуть постарайся!» В итоге она стала кандидатом в мастера спорта, чемпионкой России, победительницей Кубка России в 2016 году.


Она потом оставила спорт. Сейчас Настя - прекрасный преподаватель, и она поставила себе другие цели. С отличием окончила педучилище, учится в университете, но у нас она научилась ставить цели и побеждать, вопреки всему, что тебе мешает!


- На плечи юных спортсменов возлагается большая физическая нагрузка. Не много ли?


- Это всё мелочи! Человек - такое существо, которое практически готово ко многим  нагрузкам. Главное - его не сломать, а давать нагрузки постепенно, развивая шаг за шагом.


- Если к вам придет молодой человек в более позднем возрасте  – вместо 6 в 15 лет. Есть ли у него шансы?


- Сейчас немного не то время. Во всех видах спорта идёт работа на результат. 15 лет для нашего вида спорта уже очень поздно. Боец из такого человека может получиться очень хороший, но не спортсмен! Например, в ушу– саньда уже в 14 лет присваивают звание кандидата в мастера спорта. А для этого надо стать, как минимум, призёром первенства России. То есть, в 14 лет уровень практически мастера, а он только пришёл! Чтобы добиться результатов, надо выезжать на соревнования. При этом его сверстники уже имеют звания на 3-4 уровня выше.  Победить в таком случае нереально. Но бывали и исключения. Был у нас такой парень – Бондарев Паша. Он пришёл к нам поздно, в 16 лет, но быстро добился результатов и стал кандидатом в мастера спорта.


В остальных случаях, чтобы у ребёнка появился первый результат, с ним нужно работать не менее двух лет.


- Не мешает ли спортивная школа занятиям в школе обычной? Как сказывается борьба на успеваемости школьников?


- Да нет, не вредят. Та же Настя Иванчук – золотая медалистка в школе, у нас добилась превосходных результатов. Плюс дополнительные нагрузки: не пропустила ни одной тренировки, даже когда училась в Серпухове. И везде первая! Разве ей что-то мешало?


- Какое качество вы ставите выше остальных для достижения успеха?


- Собранность, трудолюбие. Если ты правильно распределил  распорядок своего дня, если ты соблюдаешь режим, то у тебя всё получится! Ребёнок должен чётко понимать: столько часов у него выделено на школу, столько на уроки, а столько на тренировки. А сейчас многие дети практически живут в телефоне и больше не думают ни о чём. Вот этими телефонами они себя развращают и сами воруют у себя драгоценное время, которое можно было бы потратить с пользой.


- Что бы вы посоветовали родителям, которые думают, отдавать или нет своё чадо в школу единоборств?


- Ребёнок должен определиться сам, чего он хочет. Дело родителей – подтолкнуть, помочь ему в выбранном направлении. Самое главное – внутреннее желание. И не надо его заставлять! Если желания нет, из него не получится ничего, как ни бейся! Многие родители заставляют своих детей заниматься чем угодно: отдают на музыку, спорт, и в итоге так перегружают своё дитя, что просто топят его, прививают отвращение к любым занятиям. Нужно чётко понимать, каким вы хотите видеть своего ребёнка, понимать все его желания, возможности.  Ребёнка нужно «подтолкнуть», но делать это стоит аккуратно!


Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.

 

Фото автора.