«Буханкой» по Америке!

Совсем недавно мы рассказали об африканских приключениях отважного путешественника из Тарусы Николая Баландинского.

 

Далеко позади остались жаркие пустыни и джунгли  Африки, а группа смельчаков ныне покорила другой континент – Южную Америку!

(Окончание. Начало – в №№151-153 «Октября» от 28 декабря 2018 года, в №№1-3 «Октября от 11 января 2019 года).

 

За время нашего путешествия по Амазонке было несколько остановок в мелких попутных пристанях, плюс два раза мы садились на мель. Впрочем, с мели снимались  быстро, даже не успев понять, что оказались в аварийной ситуации.


Питьевая вода была в достатке, а если захотел перекусить, на нижней палубе оборудована неплохая столовая, где за десять реалов можно было ознакомиться с изысками бразильской кухни. Блюда предлагались очень простые, но довольно сытные. Более того, на барже был оборудован бар, правда, с ограниченным количеством напитков. Пиво и пепси-кола были выпиты уже на второй день, а к более крепким в жару не лежала душа.


Нижняя палуба была забита всевозможными товарами, которые ждали в попутных городках, и на каждой пристани случались задержки, связанные с разгрузкой-погрузкой. Кроме того – почта. Корабль доставлял почту в посёлки, во многих из которых мы даже и не останавливались. При подъезде раздавался сигнал, и вся почта – посылки, мешки с письмами, выбрасывалась прямо на берег, где её уже подбирали местные.


Самое интересное в Амазонке – её протоки. Кстати, именно в протоках водятся знаменитые пираньи, которые предпочитают более чистую и спокойную воду. Когда мы пересекали Маражо, корабль шёл очень близко к берегу. Мы шли против течения, а у берега оно спокойнее. Иногда мы подходили так близко, что можно было дотянуться до свисающих с веток деревьев. Вначале мы даже побаивались – вдруг на шею прыгнет какой-нибудь ягуар, но потом быстро успокоились: их нигде не было, да и до самого Манауса они нам не встречались. Зато видели много розовых речных дельфинов – они крупнее обычных серых. По берегам реки множество попугаев и других птиц всевозможных расцветок.


Сама река мутная, коричневого цвета. Течение сильное, но не настолько, чтобы сбить тебя с ног. Если корабль шёл вверх со скоростью 16 км в час, то вниз встречные двигались со скоростью уже 20 км в час. Так что считайте разницу. Вниз по течению корабль уже важно шествует посередине реки.


Амазония – не сплошная полоса джунглей. Там есть и населённые участки, где к берегам выходят пастбища, расположены фермы. Этот район начали осваивать только в 20 веке, и вдоль реки появилось много современных посёлков.


Старые города, расположенные вдоль реки, такие как Манаус, сохранили ряд исторических построек  с тех времён, когда Бразилия ещё была частью Португалии.


- А почему вы отправились именно по реке? Ведь наверняка до Манауса есть и грунтовая дорога. Кстати, Манаус – крупнейший и старейший город на берегах Амазонки. Вы в него заезжали?


- Дорога, идущая вдоль Амазонки, до самого Манауса находится в плохом состоянии. Конечно, можно было отправиться вдоль реки посуху, но если бы с машиной что-то случилось в пути, вряд ли мы могли бы рассчитывать на помощь – решили не рисковать. От Манауса можно было бы отправиться в Перу – тот участок дороги немного получше, но мы вновь изменили планы – отправились на север.


Манаус – старый город. На театральной площади расположено совершенно шикарное здание местного театра, есть несколько старинных церквей. Город красивый, фундаментальный, но единственным его минусом является жара и высокая влажность. Пожалуй, это самый душный город, который встретился на нашем пути. Все исторические здания воздвигли в период каучуковой лихорадки, которая длилась меньше чем золотая – всего тридцать лет. То есть, Манаус обязан своим развитием как раз каучуку.


- В Бразилии население смешанное – есть ли там межнациональные проблемы между чёрными и белыми?


– Несмотря на то, что население Бразилии отличается высокой терпимостью, фавеллы (трущобы) крупных городов, таких как Сан-Паулу или Рио-де–Жанейро населены в основном чернокожими. Полиция – либо метисы, либо белые, и это накладывает свой отпечаток на взаимоотношения между разными расами. Преступность в основном «чёрная», и когда лет 30 назад ей объявили войну, некоторые чёрные кварталы даже были обнесены заграждениями, из которых населению запрещалось выходить.


В Манаусе население больше смешанное. Если Салвадор, да и весь штат Баия, как и Пернамбуку представляют собой маленькую Африку, то в Манаусе всё перемешалось. В городе полно как белых, так и чёрных, так и мулатов. Вообще Бразилия – страна, где в жилах почти каждого её гражданина течёт частица негритянской крови. Ещё  до того, как страна в 1889 году стала республикой, количество чёрного населения уже составляло 60%.


- Куда вы отправились после Манауса?


- В Перу мы решили не ехать. Чтобы попасть туда, надо было сделать большую петлю, проехать через всю Амазонию. Конечно, заманчиво было ознакомиться с этой страной, заехать ещё и в Эквадор, но мы решили направиться в Гайану. Теоретически мы могли продолжить наше путешествие по Амазонке до перуанского города Икитос, но по прибытии нам бы пришлось искать новые маршруты – от Икитоса нет нормальных дорог. Возможно, пришлось бы снова отправлять нашу «буханку» в путешествие по одной из рек, а самим добираться иными путями, но это очень большая волокита, да и маршрут ненадёжен. Этот последний довод окончательно убедил нас в выборе Гайаны.

 

- Есть ещё два направления – через Колумбию и Венесуэлу. Почему не поехали в эти страны?


- Самый короткий путь в Колумбию – через Венесуэлу. После покушения президент Венесуэлы Мадуро насмерть обиделся на колумбийцев и приказал закрыть границу. Венесуэла могла стать для нас тупиком, потому что отправить машину из Каракаса – столицы страны  не было никакой возможности – я запрашивал предварительно информацию, как это сделать, но так и не получил ответа.


Дело в том, что перевозками грузов в странах Карибского моря занимаются несколько канадских и американских компаний. Отношения с Венесуэлой очень плохие, и если там работает какая компания, то она предпочитает не афишировать свою деятельность. Теоретически можно было въехать в Венесуэлу, добраться до колумбийской границы, дать взятку пограничникам и переправиться в Колумбию. А дальше? Без официальных документов мы попадали в разряд нелегалов, а это могло закончиться для нас печально. С дорожными патрулями можно было договориться, но в порту требуют уже официальные документы, и без них мы рисковали оказаться в ловушке.


Перед началом нашего путешествия по Амазонке я предлагал такой вариант – переправиться в бразильский город Макапа, а оттуда легко можно перебраться во Французскую Гвиану (у нас как раз были французские визы), Суринам и дальше - Гайана. Но в Суринаме сейчас проблема с оформлением виз, да и соблазн попутешествовать по Амазонке был велик. Поэтому второй вариант с заездом в Гайану был принят уже в Манаусе.


- Недалеко от Манауса проходит линия экватора. В каком месте её пересекли?


- Из Манауса мы направились на север – в пограничный бразильский город Боа Виста. Линия экватора проходит в 10 км от него, и там есть довольно странный монумент. Мы побывали у монумента, сделали ряд снимков, кстати, с одним из номеров газеты «Октябрь». Но так и не поняли, что означает этот памятник. Близ города Макапа тоже есть подобный монумент, но там всё понятно – стела, на которой написано, что вот здесь проходит экватор, площадь. Здешнее изваяние напомнило нам либо снеговика с клюшкой, либо фигуру некоего «ждуна». Наверное, очень хотели сделать памятник, но так и не придумали что-нибудь более стоящее.


Дорога от Боа Виста разветвляется. Более широкая – в Венесуэлу, более узкая - в Гайану. Обе они в прекрасном состоянии! По пути нам встретилось много венесуэльских беженцев.


- Гайана – последний пункт назначения вашего южноамериканского этапа. Чем она интересна?


- Когда мы пересекли Гайанскую границу, почувствовали, что находимся практически в Африке. Большая часть населения Гайаны – чернокожие, как показалось на первый взгляд. Но чем дальше мы продвигались вглубь страны,  тем больше нам казалось, что мы попали в маленькую Индию, так как там очень большая индийская диаспора.


Гайана – уникальная страна. Во-первых, это единственная  континентальная страна в Южной Америке, где  государственный язык – английский, и поэтому она  входит в содружество англоговорящих стран. Во-вторых - единственная страна континента, где левостороннее движение, и где большинство храмов индуистские. Там даже отмечают индийский праздник Девали, и временами нам казалось, что мы не в Америке, а в Индии.


Ещё одна особенность Гайаны – бюрократия. Мы здесь столкнулись с такими проволочками, поспорить с которыми могут только либо африканские либо отечественные бюрократы. Любое оформление происходит очень долго, требуется ворох никчёмных бумаг.

Проволочки начались на самой границе - мы представили все необходимые документы, но с нас потребовали ещё и копии. Пришлось нам «нелегально» переправиться через границу, делать в ближайшем супермаркете все необходимые копии, вновь возвращаться на таможню, и после проверки всех справок и печатей официально въезжать в страну.


Страна лесов и небольших рек, малонаселённая. В ней проживает менее 800 тысяч человек, в основном всё население сосредоточено в северной части. Остановиться было почти негде, и мы ночевали в джунглях, в палатках рядом с «Буханкой». Очень мало обменных пунктов - поменять американские доллары на гайанские было практически невозможно. Одно удовольствие – практически нетронутая природа. Очень много птиц, разноцветных попугаев. Здесь мы, наконец, увидели хищника: дорогу нам перебежал зверь, очень похожий на пуму. А в местной речке мы увидели первого крокодила крупных размеров. Он лениво плыл по течению и пообедать нами явно не собирался.


С юга на север Гайану пересекает единственная дорога, которую всё собираются заасфальтировать, но сейчас она представляет собой грязное и совершенно раздолбанное шоссе.


Столица страны Джорджтаун - город довольно интересный, в нём совсем другая архитектура и градоустройство, чем в соседних странах. Город достаточно старый, в том плане, что эта часть Гайаны первоначально была нидерландской колонией, и это отразилось на её архитектуре. Голландцы построили сеть каналов и, несмотря на то, что позднее страна перешла в руки англичан, голландское влияние заметно до сих пор. Система каналов уникальна – маленькая Голландия за короткий срок превратила этот болотистый край в благодатную плодородную землю. Англичане захватили её в конце 18 века, а с 1815 года Гайана официально стала британской колонией под именем «Британская Гвиана». Сейчас Гайана свободна, и о колониальных временах напоминают только старые постройки.


В середине 19 века англичане перестроили столицу  Стаброк, переименовав её в Джорджтаун. Построили очень красивую Ратушу и деревянный храм Святого Георгия с высоким шпилем. Мы даже прикалывались, говоря, что приехали в Гайану специально посмотреть на этот шпиль. Большинство зданий построено не из камня, а из дерева.


В Джорджтауне нас очень хорошо приняли в российском посольстве, где мы и оставили свою «Буханку».


Наш визит не остался без внимания, и не успели мы побродить по городу, как «попали в лапы» местной прессы. Они отыскали нас в гостинице и набросились с вопросами. Позднее вышла статья о нашем путешествии.


В Джорджтауне  и закончился наш южноамериканский этап кругосветки. В Гайане действуют ограничения по хранению транспорта, но нам помогает российское посольство, так что, думаю, проблем у нас не будет.


Хранить на территории посольства машину можно вечно, но в стране действуют ограничения по сроку нахождения. Мы пытаемся продлить этот срок, но если не получится, то придётся срочно туда ехать, грузить «Буханку» в контейнер и отправлять дальше. Если в других странах ты оформляешь документы, отдаёшь ключи, и больше тебя ничего не волнует, то в Гайане должен присутствовать представитель при оформлении всевозможных бумажек.


- Какие планы у вас на будущее?

 


- Возможно, что мы продлим наш этап: в Суринаме обещают отменить визы до конца года. И тогда мы направимся в Парамарибо, а оттуда, может быть, и во французскую Гвиану, в Кайенну.


В Суринаме может быть интересно – я знаю, что там устраиваются автопробеги по территории страны, в которых участвуют автолюбители из разных стран. Но не будем загадывать – время покажет.


Оставив  машину в Гайане, мы перелетели в Панаму, где переночевали и отправились на Кубу. На Кубе мы попали в свою стихию – количество ретро-автомобилей там просто зашкаливает. Очень много советских машин, а подобные нашей «Буханке» встречаются на каждом шагу, и даже служат в полиции.


В Гаване мы пробыли всего два дня. Честно говоря, та форма социализма, которая существует сейчас на Кубе, нам не очень понравилась. Большой дефицит на товары первой необходимости: даже бутылку воды купить было проблемно. В магазинах - банки с консервами, а мороженое мы нашли только в одном месте. Но население Кубы настроено оптимистично, и здесь очень хорошо относятся к русским. Попрощавшись с Гаваной и дружелюбным кубинским народом, мы вылетели в Москву.


Впереди нас ждут страны Центральной Америки и Мексика. Морем отправим «Буханку» в Панаму, и после нового года начнётся центральноамериканский этап кругосветки, который завершится  в мексиканском городе Монтеррей.


Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.