«Буханкой» по Америке!
(Продолжение. Начало - №№151-153 «Октября от 28 декабря).
Парагвай мы тоже проехали быстро. Страна малонаселённая. Фактически, там развивались всего три города – Асунсьон, Энкарнасьон, и Пунта-дель-Эсте. Все остальные были основаны в декретном порядке и представляют собой несколько прямых улиц, названных в честь полковников, генералов и прочих военных деятелей.
На пересечении трёх дорог расположен городок Коронель Овьедо. Объехать его было невозможно, а так как вечерело, и мы решили здесь остановиться на ночлег. С этим вопросом нам посоветовали обратиться к местному автолюбителю – немцу. В Парагвае достаточно большая немецкая диаспора. Впрочем, там есть даже и русские поселения. У немца оказалась большая коллекция старых машин. Заинтересовались, стали с ним общаться. И вдруг – стук в дверь. Оказалось, это приехал заместитель мэра города. Немец, узнав про наше путешествие, позвонил в мэрию и рассказал про нас.
Высокий гость организовал нам встречу с местной прессой. Вмиг мы были окружены репортёрами – Россию и русских здесь уважают! Вспоминали одного из национальных героев Парагвая - генерала Беляева, который принёс победу в прошлом, в боливийско-парагвайской войне. Дали интервью и прессе, и телевидению, став на время местными звёздами.
Мы сделали всё, чтобы парагвайцы остались нами довольны: позировали, нахваливали местные власти за заботу о трудящихся. В общем, оставили хорошее впечатление о себе.
- А как вы попали в Бразилию?
- Граница между Парагваем и Бразилией проходила прямо посередине улицы одного из городков. Гуляешь по левой стороне – ты в Бразилии. Захотел посмотреть заграницу – перейди на другую сторону улицы, и теперь ты в Парагвае. Невольно вспомнился старый франко-итальянский фильм «Закон есть закон» с Фернанделем в главной роли: всё именно так и было! Самое интересное – никаких пограничных столбов и охраны! Есть только вывеска о том, что вот здесь, посередине улицы, проходит граница. И всё! Для перехода из страны в страну никаких разрешений не требовалось, а вот для въезда надо было оформить пару справок. Перешли мы на другую сторону улицы, оформили документы, и на законных основаниях въехали в Бразилию.
Далее мы направились в регион Пантанал, который находится в южной провинции Мату Гросу - ду-Сул. Провинция благополучная и достаточно зажиточная. Юг этой провинции иногда называют «Южный Пантанал».
Сама географическая область Пантанал включает в себя значительную часть юга Бразилии. Она делится на две части. Северная, ближе к самому Мату-Гросу - это гигантское болото, одно из крупнейших на Земле. По разнообразию животного мира Пантанал не имеет равных! Количество только одних ягуаров зашкаливает! Но маршрут через северный Пантанал не слишком подходил для «Буханки». Поэтому мы направились в южную его часть.
Южный Пантанал – совершенно спокойная местность. Область богата животными. Впечатляет разнообразие птиц с преобладанием различных видов попугаев. Богат южный Пантанал и природными объектами. Например, там есть так называемый Голубой грот, который наполовину залит водой. Затопленная часть не слишком глубока – метров двадцать. Этот грот исследовал сам Жак Ив Кусто! Путешествуя по одной из речек Пантанала, которую местные называют «Серебряная река», мы видели настоящую анаконду! Правда, небольшую, и её можно было не бояться. Длина не больше четырёх метров, и «человеческими жертвами» она не питается. Местные рассказывали, что нередки случаи, когда крупные анаконды охотятся на людей!
В Мату-Гроссу–ду–Сул мы наблюдали громадные поля, огромные тучные стада домашних животных. Провинцию проехали через центр, остановились в Кампу-Гранди, где переночевали, а утром взяли курс на север страны.
Кстати, в провинции Мату-Гросу мы встретили ещё один экипаж кругосветчиков, на этот раз из Италии. Семейная пара путешествует достаточно давно: за их плечами Африка. Мы с ними нашли много общих интересов.
Первоначально у нас было два пути – заехать в столицу страны город Бразилиа, или сразу держать курс на Сан-Паулу. Но Бразилиа – город конечно интересный, только крюк туда пришлось бы делать огромный. Поэтому выбор пал на Сан-Паулу.
- Чем он вам запомнился?
- Город представляет собой крупный мегаполис, который практически сросся с соседним крупным городом Сантус. Примечательно, что мы прибыли сюда впервые, а вот наша «Буханка» уже успела здесь побывать. Когда её переправляли из южноафриканского Кейптауна, транспорт с контейнерами, в одном из которых был и наш автомобиль, транзитом заходил в местный порт, прежде чем отправиться в Монтевидео.
Сан-Паулу считается самым криминальным городом Бразилии, поэтому мы были предельно осторожны. Ночевали в квартале, который находится при местном университете, где всё более спокойно и тихо.
Город нельзя назвать красивым – огромный и шумный, он сплошь застроен небоскрёбами. Сан-Паулу славится своими граффити, выполненными в монументальном жанре. К некоторым особо удачным работам даже водят туристов.
Первоначально, когда наши знакомые узнали, что мы собираемся заехать в Бразилию и посетить Сан-Паулу, они даже выразили нам сочувствие: из-за криминогенной обстановки в стране вполне можно нарваться на местных бандитов. В целом кажущееся дружелюбие во многом призрачно – из-за сильного социального расслоения в стране очень сильно развился бандитизм, так что беднякам не остаётся ничего иного, как заниматься грабежом.
Например, незадолго до нашего прибытия, в бывшую столицу страны Рио-де-Жанейро даже были введены войска, чтобы побороть уличную преступность.
В связи с тем, что в Бразилии нестабильная политическая обстановка, страна оказалась отброшенной назад в своём развитии. Упал курс местной валюты – риала, правда, это нам было выгодно. До этого Бразилия считалась достаточно дорогой страной, но теперь, из-за подорожания доллара, мы смогли выгодно обналичить валюту и вполне сносно провести здесь время.
- После Сан–Паулу вы наверняка направились в город мечты Остапа Бендера - знаменитый Рио-де-Жанейро?
- Конечно! Ведь до Рио-де-Жанейро было рукой подать! Мы направились вдоль живописного атлантического побережья с обилием заливов, островов. Это место считается престижным для жителей обоих мегаполисов. Вдоль дороги расположены всевозможные виллы, многие заливы служат пристанью для яхт, здесь много площадок для вертолётов. Кстати, Сан-Паулу занимает первое место в Бразилии по количеству частных вертолётов.
По дороге мы заехали в город Парати, где в прошлом взяла своё начало деревообрабатывающая промышленность и работорговля. Ещё этот город славится тем, что является родиной национального напитка Кашасы – бразильской водки на основе сахарного тростника.
Парати - старинный и совершенно очаровательный город. В прошлом торговый центр, он утратил своё влияние и уступил пальму первенства быстро растущему Рио-де-Жанейро. Сейчас он отреставрирован и является одним из туристических центров. Кстати, знаменитый сериал «Сумерки» снимался именно здесь. Покинув Парати, мы вскоре въехали в Рио-де-Жанейро.
- Чем интересна бывшая столица Бразилии?
Мы побывали на знаменитой горе Корковадо, известной тем, что там находится знаменитая статуя Христа. Кстати, копии такой статуи находятся во многих городах мира, например, в Луанде. Взбирались на гору Сахарная голова. Наша машина здесь вызвала живейший интерес, а попутно мы снимали ещё и фильм о нашем путешествии для канала «Авто Плюс».
География города не имеет аналогов! Бухты, заливы, острова, скалы причудливой формы, утёсы, зелень, полоса пляжей – всё это вместе и образует чудесный город Рио. Прибавьте к этому изумительную архитектуру в сочетании с современными высотными зданиями, и вы можете представить себе Рио-де-Жанейро. По моему мнению, город входит в число наикрасивейших в мире - в этом плане он заметно обходит Сан-Паулу!
Встретили нашу «Буханку» здесь с интересом, но спокойно, без улюлюканий, которых мы наслышались в Африке.
Нашу машину местные путали с фольксвагеном: подходили иностранные туристы, да и просто зеваки, которые удивлялись, что это русская машина.
- Куда вы направились после Рио?
- В Бразилии зачастую дороги, ведущие в одном направлении, разветвляются, и идут в одну сторону, но разными маршрутами. Мы решили выбрать мало популярный маршрут, став своеобразными первопроходцами. Наш путь уходил на север страны, в сторону реки Амазонки, но до неё было ещё очень далеко. Мы взяли курс на Белен, который расположен на севере страны, но сначала нас ожидали другие крупные города – Салвадор, Терезина.
По пути мы заехали в Ору-Прету. Этот старинный город является культурным достоянием ЮНЕСКО и известен тем, что он был центром бразильской золотодобычи во времена «Золотой лихорадки».
Как и Парати, Ору-Прету сохранил много прекрасных зданий португальской колониальной архитектуры, и представляет собой совершенно чудесный спокойный, красивый и тихий городок. Прошли времена дерзких золотодобытчиков, теперь это один из культурных центров страны.
В Парати говорят: «Наш город – самый большой по концентрации зданий португальской колониальной архитектуры», но так считают и в Ору-Прету! Но Ору-Прету немножко другой: постарше Парати, и в отличие от своего равнинного соседа, он удобно расположился в горах. Оба города имеют свои особенности, и трудно решить, кто из них держит пальму первенства. Каждый со своей изюминкой.
В Ору-Прету мы спускались в золотодобывающую шахту. Правда, она уже заброшена, и теперь её превратили в одну из городских достопримечательностей, рассказывающих о жизни золотодобытчиков.
Следующим небольшим интересным городом на нашем пути стал ещё один центр золотодобычи Марьяну, который старше, чем Ору-Прету. Вдоволь насладившись видами этих провинциальных городков, мы отправились в Салвадор.
- Каковы особенности бразильских городов?
- Бразилия как бы делится на две части – старинную португальскую и современную. Страна интенсивно осваивает новые территории, и там, где вчера были джунгли, возникают новые города. Хорошо это или плохо, – отдельный вопрос, но города появляются так быстро, что им не успевают даже дать названия. Мы проехали много посёлков, у которых вместо имени просто номера. Но не следует забывать, что джунгли Бразилии вместе с другими крупными лесными массивами – это лёгкие планеты. И задача цивилизации - не оттеснять их дальше, а найти «золотую середину».
Следующим крупным городом на нашем пути стал Салвадор – ещё одна из жемчужин португальской колониальной архитектуры, и стоит в одном ряду с Парати и Ору-Прету. Этот крупный мегаполис славится не только архитектурой, но и является одним из промышленных центров страны.
Салвадор – крупнейший город и центр провинции Баия, расположен на берегу большой живописной бухты. Известен ещё и тем, что в нём жил классик бразильской литературы Жоржи Амаду. Мы не посетили дом-музей писателя, о чём потом пожалели.
Мы подъехали со стороны юга, оставили машину на стоянке и на катере направились в центр. Город нас удивил своей яркой, шикарной архитектурой в сочетании с современными зданиями. Как ни странно, в Салвадоре мало туристов. Они предпочитают проторенные пути, известные курорты и города, а Салвадор находится вдалеке от основных маршрутов, и оказался «не у дел». И совершенно напрасно!
Ещё одна особенность Салвадора – он является центром негритянской культуры. Чем-то даже немного напоминает Луанду – столицу Анголы. Этакое мини-государство. Салвадор - крупнейший город и центр провинции Баия, и вся провинция - средоточение негритянского населения.
Если юг Бразилии - преобладание белого населения, то дальше к северу оно чаще смешанное, с преобладанием негритянского. Пёстрая смесь включает не только потомков рабов и первых поселенцев, но и переселенцев из других стран. Очень часты смешанные браки, можно увидеть представителей образующейся бразильской нации – мулатов.
Провинция Баия - классическая бразильская глубинка: достаточно бедные посёлки, население которых занято в сельском хозяйстве. Живут они очень скромно, да и саму Бразилию нельзя назвать зажиточной страной: основная масса её 200-миллионного населения влачит довольно жалкое существование.
- После Салвадора вам пришлось снова разделиться?
- Дальше мы направились в Белен. До него было ещё далеко, и нам снова пришлось выбирать маршрут: вдоль побережья, с заездом в города Ресифи и Форталеза, или более короткий путь по материковой части, через Терезину. Подумав, мы выбрали второй вариант – это наименее проторенный туристический маршрут. По пути миновали множество посёлков и заехали всего в один большой город – Терезину, который, хоть и имеет свою историю, удивил нас меньше, чем предыдущие города.
До самого Белена больше не было никаких приключений, а а сам Белен нас немного шокировал, но одновременно понравился. Жизнь там сильно отличается от жизни в других городах Бразилии. Какая-то смесь полуафрики с полуазией. В городе есть небольшая старинная часть, но сам он сильно замусорен, весь центр превращён в огромную барахолку, потому что приходят корабли с товарами не только из других городов Бразилии, но и со всего мира. Соответственно, Белен превратился в огромный перевалочный пункт для всей Амазонии – северной Бразилии. Несмотря на это, город достаточно колоритный и насыщенный. Нам хватило одного дня, чтобы ознакомиться с местными достопримечательностями.
Здесь мы вновь расстались со своей «Буханкой». Теперь нам предстоял водный путь по Амазонке. Агенты по транспортировке грузов предложили плыть в каютах, а «Буханку» разместить на палубе, но корабль, который должен был нас везти, сломался. Поэтому нам предложили два варианта: мы размещаемся на палубе со своей машиной и под открытым небом плывём в Манаус, кормя всех насекомых, либо машину отправляем отдельно, а сами путешествуем на грузопассажирской барже. Первый вариант мы отвергли сразу и выбрали второй.
В Бразилии, особенно на Амазонке, расписание движения кораблей – вещь довольно условная, поэтому, получив сведения, что транспорт отправляется в полдень, мы в девять утра были уже на пристани.
Это была суббота, как нам сказали, путь до Манауса займёт пять дней. На самом деле мы плыли все семь, но это даже к лучшему – следом за нами отправилась наша «Буханка» на ещё более старой барже. В пятницу мы прибыли в Манаус, отдали квитанцию в порту, в субботу прибыла «Буханка», а в воскресенье нам её выдали.
- Амазонка – отдельная история. Насколько известно, у Амазонки самая большая речная дельта, один из островов которых равен по площади Швейцарии. Это остров Маражо.
- Через Маражо мы даже проплывали. На самом деле, этот остров пересечён множеством протоков. Фактически это группа островов, на картах обозначенная как единое целое. Протоки, разделяющие острова, очень глубоки, что позволяет свободно курсировать судам прямо через остров. Мы даже удивлялись этому, когда увидели своими глазами.
За время нашего путешествия по Амазонке было несколько остановок в мелких попутных пристанях, плюс два раза мы садились на мель. Впрочем, с мели снимались быстро, даже не успев понять, что оказались в аварийной ситуации.
Питьевая вода была в достатке, а если захотел перекусить, на нижней палубе оборудована неплохая столовая, где за десять реалов можно было ознакомиться с изысками бразильской кухни. Блюда предлагались очень простые, но довольно сытные. Более того, на барже был оборудован бар, правда, с ограниченным количеством напитков. Пиво и пепси-кола были выпиты уже на второй день, а к более крепким в жару не лежала душа.
Нижняя палуба была забита всевозможными товарами, которые ждали в попутных городках, и на каждой пристани случались задержки, связанные с разгрузкой-погрузкой. Кроме того – почта. Корабль доставлял почту в посёлки, во многих из которых мы даже и не останавливались. При подъезде раздавался сигнал, и вся почта – посылки, мешки с письмами, выбрасывалась прямо на берег, где её уже подбирали местные.
Самое интересное в Амазонке – её протоки. Кстати, именно в протоках водятся знаменитые пираньи, которые предпочитают более чистую и спокойную воду. Когда мы пересекали Маражо, корабль шёл очень близко к берегу. Мы шли против течения, а у берега оно спокойнее. Иногда мы подходили так близко, что можно было дотянуться до свисающих с веток деревьев. Вначале мы даже побаивались – вдруг на шею прыгнет какой-нибудь ягуар, но потом быстро успокоились: их нигде не было, да и до самого Манауса они нам не встречались. Зато видели много розовых речных дельфинов – они крупнее обычных серых. По берегам реки множество попугаев и других птиц всевозможных расцветок.
Сама река мутная, коричневого цвета. Течение сильное, но не настолько, чтобы сбить тебя с ног. Если корабль шёл вверх со скоростью 16 км в час, то вниз встречные двигались со скоростью уже 20 км в час. Так что считайте разницу. Вниз по течению корабль уже важно шествует посередине реки.
Амазония – не сплошная полоса джунглей. Там есть и населённые участки, где к берегам выходят пастбища, расположены фермы. Этот район начали осваивать только в 20 веке, и вдоль реки появилось много современных посёлков.
Старые города, расположенные вдоль реки, такие как Манаус, сохранили ряд исторических построек с тех времён, когда Бразилия ещё была частью Португалии.
- А почему вы отправились именно по реке? Ведь наверняка до Манауса есть и грунтовая дорога. Кстати, Манаус – крупнейший и старейший город на берегах Амазонки. Вы в него заезжали?
- Дорога, идущая вдоль Амазонки, до самого Манауса находится в плохом состоянии. Конечно, можно было отправиться вдоль реки посуху, но если бы с машиной что-то случилось в пути, вряд ли мы могли бы рассчитывать на помощь – решили не рисковать. От Манауса можно было бы отправиться в Перу – тот участок дороги немного получше, но мы вновь изменили планы – отправились на север.
Манаус – старый город. На театральной площади расположено совершенно шикарное здание местного театра, есть несколько старинных церквей. Город красивый, фундаментальный, но единственным его минусом является жара и высокая влажность. Пожалуй, это самый душный город, который встретился на нашем пути. Все исторические здания воздвигли в период каучуковой лихорадки, которая длилась меньше чем золотая – всего тридцать лет. То есть, Манаус обязан своим развитием как раз каучуку.
- В Бразилии население смешанное – есть ли там межнациональные проблемы между чёрными и белыми?
– Несмотря на то, что население Бразилии отличается высокой терпимостью, фавеллы (трущобы) крупных городов, таких как Сан-Паулу или Рио-де–Жанейро населены в основном чернокожими. Полиция – либо метисы, либо белые, и это накладывает свой отпечаток на взаимоотношения между разными расами. Преступность в основном «чёрная», и когда лет 30 назад ей объявили войну, некоторые чёрные кварталы даже были обнесены заграждениями, из которых населению запрещалось выходить.
В Манаусе население больше смешанное. Если Салвадор, да и весь штат Баия, как и Пернамбуку представляют собой маленькую Африку, то в Манаусе всё перемешалось. В городе полно как белых, так и чёрных, так и мулатов. Вообще Бразилия – страна, где в жилах почти каждого её гражданина течёт частица негритянской крови. Ещё до того, как страна в 1889 году стала республикой, количество чёрного населения уже составляло 60%.
- Куда вы отправились после Манауса?
- В Перу мы решили не ехать. Чтобы попасть туда, надо было сделать большую петлю, проехать через всю Амазонию. Конечно, заманчиво было ознакомиться с этой страной, заехать ещё и в Эквадор, но мы решили направиться в Гайану. Теоретически мы могли продолжить наше путешествие по Амазонке до перуанского города Икитос, но по прибытии нам бы пришлось искать новые маршруты – от Икитоса нет нормальных дорог. Возможно, пришлось бы снова отправлять нашу «буханку» в путешествие по одной из рек, а самим добираться иными путями, но это очень большая волокита, да и маршрут ненадёжен. Этот последний довод окончательно убедил нас в выборе Гайаны.
- Есть ещё два направления – через Колумбию и Венесуэлу. Почему не поехали в эти страны?
- Самый короткий путь в Колумбию – через Венесуэлу. После покушения президент Венесуэлы Мадуро насмерть обиделся на колумбийцев и приказал закрыть границу. Венесуэла могла стать для нас тупиком, потому что отправить машину из Каракаса – столицы страны не было никакой возможности – я запрашивал предварительно информацию, как это сделать, но так и не получил ответа.
Дело в том, что перевозками грузов в странах Карибского моря занимаются несколько канадских и американских компаний. Отношения с Венесуэлой очень плохие, и если там работает какая компания, то она предпочитает не афишировать свою деятельность. Теоретически можно было въехать в Венесуэлу, добраться до колумбийской границы, дать взятку пограничникам и переправиться в Колумбию. А дальше? Без официальных документов мы попадали в разряд нелегалов, а это могло закончиться для нас печально. С дорожными патрулями можно было договориться, но в порту требуют уже официальные документы, и без них мы рисковали оказаться в ловушке.
Перед началом нашего путешествия по Амазонке я предлагал такой вариант – переправиться в бразильский город Макапа, а оттуда легко можно перебраться во Французскую Гвиану (у нас как раз были французские визы), Суринам и дальше - Гайана. Но в Суринаме сейчас проблема с оформлением виз, да и соблазн попутешествовать по Амазонке был велик. Поэтому второй вариант с заездом в Гайану был принят уже в Манаусе.
- Недалеко от Манауса проходит линия экватора. В каком месте её пересекли?
- Из Манауса мы направились на север – в пограничный бразильский город Боа Виста. Линия экватора проходит в 10 км от него, и там есть довольно странный монумент. Мы побывали у монумента, сделали ряд снимков, кстати, с одним из номеров газеты «Октябрь». Но так и не поняли, что означает этот памятник. Близ города Макапа тоже есть подобный монумент, но там всё понятно – стела, на которой написано, что вот здесь проходит экватор, площадь. Здешнее изваяние напомнило нам либо снеговика с клюшкой, либо фигуру некоего «ждуна». Наверное, очень хотели сделать памятник, но так и не придумали что-нибудь более стоящее.
Дорога от Боа Виста разветвляется. Более широкая – в Венесуэлу, более узкая - в Гайану. Обе они в прекрасном состоянии! По пути нам встретилось много венесуэльских беженцев.
- Гайана – последний пункт назначения вашего южноамериканского этапа. Чем она интересна?
- Когда мы пересекли Гайанскую границу, почувствовали, что находимся практически в Африке. Большая часть населения Гайаны – чернокожие, как показалось на первый взгляд. Но чем дальше мы продвигались вглубь страны, тем больше нам казалось, что мы попали в маленькую Индию, так как там очень большая индийская диаспора.
Гайана – уникальная страна. Во-первых, это единственная континентальная страна в Южной Америке, где государственный язык – английский, и поэтому она входит в содружество англоговорящих стран. Во-вторых - единственная страна континента, где левостороннее движение, и где большинство храмов индуистские. Там даже отмечают индийский праздник Девали, и временами нам казалось, что мы не в Америке, а в Индии.
Ещё одна особенность Гайаны – бюрократия. Мы здесь столкнулись с такими проволочками, поспорить с которыми могут только либо африканские либо отечественные бюрократы. Любое оформление происходит очень долго, требуется ворох никчёмных бумаг.
Проволочки начались на самой границе - мы представили все необходимые документы, но с нас потребовали ещё и копии. Пришлось нам «нелегально» переправиться через границу, делать в ближайшем супермаркете все необходимые копии, вновь возвращаться на таможню, и после проверки всех справок и печатей официально въезжать в страну.
Страна лесов и небольших рек, малонаселённая. В ней проживает менее 800 тысяч человек, в основном всё население сосредоточено в северной части. Остановиться было почти негде, и мы ночевали в джунглях, в палатках рядом с «Буханкой». Очень мало обменных пунктов - поменять американские доллары на гайанские было практически невозможно. Одно удовольствие – практически нетронутая природа. Очень много птиц, разноцветных попугаев. Здесь мы, наконец, увидели хищника: дорогу нам перебежал зверь, очень похожий на пуму. А в местной речке мы увидели первого крокодила крупных размеров. Он лениво плыл по течению и пообедать нами явно не собирался.
С юга на север Гайану пересекает единственная дорога, которую всё собираются заасфальтировать, но сейчас она представляет собой грязное и совершенно раздолбанное шоссе.
Столица страны Джорджтаун - город довольно интересный, в нём совсем другая архитектура и градоустройство, чем в соседних странах. Город достаточно старый, в том плане, что эта часть Гайаны первоначально была нидерландской колонией, и это отразилось на её архитектуре. Голландцы построили сеть каналов и, несмотря на то, что позднее страна перешла в руки англичан, голландское влияние заметно до сих пор. Система каналов уникальна – маленькая Голландия за короткий срок превратила этот болотистый край в благодатную плодородную землю. Англичане захватили её в конце 18 века, а с 1815 года Гайана официально стала британской колонией под именем «Британская Гвиана». Сейчас Гайана свободна, и о колониальных временах напоминают только старые постройки.
В середине 19 века англичане перестроили столицу Стаброк, переименовав её в Джорджтаун. Построили очень красивую Ратушу и деревянный храм Святого Георгия с высоким шпилем. Мы даже прикалывались, говоря, что приехали в Гайану специально посмотреть на этот шпиль. Большинство зданий построено не из камня, а из дерева.
В Джорджтауне нас очень хорошо приняли в российском посольстве, где мы и оставили свою «Буханку».
Наш визит не остался без внимания, и не успели мы побродить по городу, как «попали в лапы» местной прессы. Они отыскали нас в гостинице и набросились с вопросами. Позднее вышла статья о нашем путешествии.
В Джорджтауне и закончился наш южноамериканский этап кругосветки. В Гайане действуют ограничения по хранению транспорта, но нам помогает российское посольство, так что, думаю, проблем у нас не будет.
Хранить на территории посольства машину можно вечно, но в стране действуют ограничения по сроку нахождения. Мы пытаемся продлить этот срок, но если не получится, то придётся срочно туда ехать, грузить «Буханку» в контейнер и отправлять дальше. Если в других странах ты оформляешь документы, отдаёшь ключи, и больше тебя ничего не волнует, то в Гайане должен присутствовать представитель при оформлении всевозможных бумажек.
- Какие планы у вас на будущее?
- Возможно, что мы продлим наш этап: в Суринаме обещают отменить визы до конца года. И тогда мы направимся в Парамарибо, а оттуда, может быть, и во французскую Гвиану, в Кайенну.
В Суринаме может быть интересно – я знаю, что там устраиваются автопробеги по территории страны, в которых участвуют автолюбители из разных стран. Но не будем загадывать – время покажет.
Оставив машину в Гайане, мы перелетели в Панаму, где переночевали и отправились на Кубу. На Кубе мы попали в свою стихию – количество ретро-автомобилей там просто зашкаливает. Очень много советских машин, а подобные нашей «Буханке» встречаются на каждом шагу, и даже служат в полиции.
В Гаване мы пробыли всего два дня. Честно говоря, та форма социализма, которая существует сейчас на Кубе, нам не очень понравилась. Большой дефицит на товары первой необходимости: даже бутылку воды купить было проблемно. В магазинах - банки с консервами, а мороженое мы нашли только в одном месте. Но население Кубы настроено оптимистично, и здесь очень хорошо относятся к русским. Попрощавшись с Гаваной и дружелюбным кубинским народом, мы вылетели в Москву.
Впереди нас ждут страны Центральной Америки и Мексика. Морем отправим «Буханку» в Панаму, и после нового года начнётся центральноамериканский этап кругосветки, который завершится в мексиканском городе Монтеррей.
Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии