Рождённая революцией. Новая советская школа в Тарусском уезде.

(Начало. Продолжение – в №№106-107 «Октября» от 14 сентября).


200-летняя история народного образования в Тарусском уезде  богата на события.


Важнейшим из них стало рождение новой, единой, обязательной, бесплатной общеобразовательной школы. Только революционные события 1917-1918 годов смогли, наконец, решить извечную проблему – получение среднего образования всеми без исключения, независимо от социального и материального положения.


К началу 20 века в Тарусе было несколько народных школ – земские училища для девочек и для мальчиков, церковно-приходские, ремесленное училище. Но это были школы начального образования. Потребность в гимназии с ростом населения возрастала, хотя это образование было платным. Дети обеспеченных родителей уже с 9 лет вынуждены были учиться далеко от семьи, в Серпухове, Калуге, Москве. Очень нужна была хотя бы прогимназия (начальные классы).


Несмотря на готовность местных властей взять на себя часть расходов, губернские власти и министерства не находили нужным заниматься этим вопросом. Иван Зиновьевич Добротворский, родственник И.В.Цветаева, земский врач, член городской думы, еще в 1912 году обсуждал в письмах проблему открытия в Тарусе гимназии. «Повидать Вас, Иван Владимирович, по возбужденному Вами вопросу об устройстве в Тарусе прогимназии очень бы нужно. Раза три мы собирались обсудить это дело, но практического результата нет. Решено, что город дает землю (место бывшего острога слишком, все таки, другие по указанию), с беспроцентной ссудой от министерства город выстроит потребное здание, погасит ссуду в 30 лет, берет на себя содержание здания, оплата же содержания учителей и надзирающих пусть благоволит министерство взять на себя. На нашу давно возбужденную по этому поводу переписку министерство ответило, что они субсидируют открывающейся гимназии или прогимназии 1000 рублей. При этих условиях и думать нечего о прогимназии».

 
Ситуация изменилась помимо воли властей. В 1914 году началась Первая мировая война, которая резко изменила жизнь в России. В Тарусе  в 1915 году появилось новое учебное заведение – из Прибалтики, г. Шавли (ныне Шауляй) была эвакуирована Шавельская мужская гимназия (такое название дают архивные документы). Василий Дмитриевич Поленов упоминает её в письме к Л.В.Кандаурову как гимназию из г. Вержболова: «Сегодня я получил от градоначальника  приглашение на молебствование по поводу открытия в Тарусе мужской гимназии, переведенной из Вержболова. Говорят, что будет отделение и для девочек. Вот что значит война. Таруса давно хлопочет о гимназии, но министерия все не удосуживалась узнать, в каком месте планеты эта Таруса, и если таковая на ней числиться, то имеет ли она еще право мечтать о гимназии. Теперь приезжал министерский инспектор и нашел, что даже можно устроить таковую, благо климат подходящий».


Добиться того, чтобы гимназия осталась в Тарусе, было сложно. В начале 1916 года Василий Алексеевич Ватагин  в своих письмах сообщает, что город все же взялся за работы по постройке гимназии, начали возить материалы. Но учащиеся по-прежнему располагались в приспособленных помещениях, школа  не могла вместить всех желающих, кроме того обучение, как и прежде, было платным.


Многие местные жители поспешили воспользоваться случаем и определили своих детей в это престижное учебное заведение. Да и учителя  в гимназии были не только приезжие. В гимназии стали обучаться девочки. Директор Михаил  Александрович  Сахаров, преподаватель русского языка и словесности В.В.Колокольников,  преподаватель латыни  П.Р.Зойончик, учитель французского m-ll А.Ж.Фуше прибыли с гимназией. Добавились учителя из местных жителей:  И.И.Безсонов, Глаголева. В 1916 году после окончания Московских высших женских курсов (историко-философский факультет) на работу в гимназию поступила В.В.Изачик, дочь тарусского чиновника, дружившая с М.И Цветаевой.


Как и многие учебные заведения России того времени, Тарусская гимназия ощутила дуновение революционного ветра в виде установившегося самоуправления, политических диспутов  и других новинок  школьной жизни. В 1917 году начал формироваться костяк ученического самоуправления, положивший начало существованию первой молодежной ученической организации в Тарусском районе.

   
Протокол первого заседания ученической организации Шавельской (Тарусской) гимназии составлен 22 января 1918 года. Всего в организацию входили свыше 25 учеников. Был принят Устав организации, избраны 4 делегата на заседания Педагогического совета с правом решающего голоса. Срок их полномочий – учебный год.


«Опираясь на права, данные русской революцией 27 февраля и 25 октября 1917 года, ученики образовывают у себя ученическую организацию. В члены организации принимаются лица обоего пола трех старших классов. Ежемесячный взнос – 50 копеек. Возглавляет организацию Президиум и председатель Президиума. Очередное собрание членов организации назначаются Президиумом раз в неделю. Для контроля над президиумом избирается комиссия из трех человек» - таковы основные положения этого Устава. Ученическая организация имела свою печать. Основной задачей названа задача строительства новой школы.


Избран был Суд чести в количестве 3 человек (И.Ботно, Я.Гумилевский, С.Святовидов) и принят Устав суда. Этот орган самоуправления был создан по подобию армейских судов чести.


Суд чести Тарусской гимназии рассматривал следующие вопросы: о  картежной игре в школьной канцелярии по вечерам, об отказе играть роли в постановках, о поведении на уроках, о клевете на ученическую организацию гимназии и другие.


Председателем организации был избран Ярослав Николаевич Гумилевский, ученик VII  класса. Отец родом из обедневшей дворянской семьи, мать - из тарусских мещан. Сам Ярослав и его сестра Маргарита опекались семьей Виноградовых, и плату за обучение вносили именно они. Ярослав мечтал стать военным, как и его старший брат Юрий. Военным он и стал  - с 1919 по 1938 год служил в Красной армии.

 
В состав ученической организации входили как ученики из приезжих, так и дети тарусских  мещан и купцов. И.А.Ботно, А.Ф.Полунин, С.И.Вембре, А.П.Смирнитская, А.С.Делятицкий, С.Г Турецкий, С.А.Святовидов и другие – попали в Тарусу в эвакуацию. Некоторые из них в 1918 году на каникулах пытались выехать к родным, но оказались на «оккупированной территории» и с трудом смогли вернуться. По национальности состав был разношерстным: евреи (Израиль Абрамович Ботно, Семен Турецкий), поляки (Станислав Вембре, Александр Делятицкий), русские (Александр Полунин, Сергей Святовидов).

  
Кроме того, в организацию входили ученики старших классов из местных жителей. Большая часть имеет известные тарусские купеческие фамилии: С.С.Поздняков, П.С.Ельцов, И.Н.Макаренко, Н.З.Макаренко, Ан.С.Жиляева, Ал.С.Жиляева, В.П.Нечаева, А.С.Кирьяков, Н.С.Кирьякова.   Другая группа относилась к категории детей разночинцев и мелких дворян: З.П.Розанова, Н.А.Боголюбов, Е.С.Коломенская, В.И.Полухин, Ал.С.Селезнев, А.Я.Стырова, С.Л. Токарева, Т.И.Фатюшина, А.А.Никуличева.

  
Политические взгляды гимназистов были так же разнообразны, как и во всей стране – от кадетов до анархистов. О большевиках, как и во всем уезде, до января 1918 года даже не слышали.


Рост большевистской ячейки наметился только к концу 1918 года. Поэтому о влиянии большевиков на состав и взгляды участников ученической организации до конца 1918 года говорить не приходится. В 1918 году в составе организации было несколько анархистов. Надо заметить, что в этот период анархисты входили и в состав Исполкома Тарусского уездного совета.


Одним из первых мероприятий организации стало празднование совместно с Педагогическим советом 27 февраля годовщины революции. Устроить вечер было непросто: «Вследствие невозможности дать хлеба и муки собрание постановило предложить участникам чай с сахаром». Была организована продажа билетов, летучая почта. Для отличия членов ученической организации было решено надеть голубые банты с гимназическими значками.


Много внимания организация уделяла   дополнительному образованию – формированию кружков, постановке спектаклей, проведению экскурсий, походов, благотворительных вечеров.


В марте началась подготовка к новому ученическому вечеру: «Желая доставить населению Тарусы развлечение, собрание постановило устроить на Пасху спектакль».


Вечер был назначен на 25 апреля в Народном доме. Программа была обширной. Кроме постановки «Свадьбы» А.П.Чехова и водевиля «Денщик подвел», намечался дивертисмент – струнный оркестр, декламация, чтение оперы-басни «Вельможа». Приглашенный духовой оркестр должен был завершить вечер. Ученическим вечером на Пасху учебный год и заканчивался.

 
8 апреля, после того как в уезде были сформированы новые Советские органы власти, ученическая организация избрала членом уездного Совета народного просвещения Я.Н.Гумилевского. Он, судя по отзывам, смело и решительно отстаивал интересы учащихся.


Весной начались и хозяйственные заботы. За гимназией было закреплено 3 десятины земли. Предложение выбрать несколько человек из ученической организации для обработки земли и посадки картофеля было отклонено.


Решили путем записи собрать желающих добровольно принять участие в обработке земли. Чем закончилась эта процедура, и каков был урожай картофеля, из протоколов не ясно. Попытка организовать экскурсию по Оке 20-30 июня не удалась из-за отсутствия продовольствия и невозможности организовать бесплатный проезд, хотя учащиеся просили о помощи даже Калужского Губернского Комиссара просвещения.


Кардинальные перемены в народном образовании начались только летом 1918 года. Что такое новая трудовая школа, по-настоящему стало ясно только после декрета ВЦИК от 16 октября 1918 года «О единой трудовой школе».


Суть реформы сводилась к следующему. Образование становилось обязательным, бесплатным, совместным для девочек и мальчиков. Все педагогические и административные работники  должны избираться с участием родителей, учеников, учителей.
Основой школьной жизни должен быть производительный, как общественно необходимый, творческий, радостный труд.


Экзамены, домашнее задание и испытания отменены.
Школы должны быть открытыми 7 дней в неделю. Один или два дня отводились для экскурсий, спектаклей, собраний, самостоятельных занятий.


Во главе школы стоял избранный школьный совет. Президиум школьного совета проверял и направлял работу различных школьных комиссий.


Были изданы распоряжения Губернского и уездных отделов образования о преобразовании учебных заведений в единую трудовую школу. Так в Тарусе появились Первая тарусская советская школа 1 ступени и 2 ступени народного комиссариата по просвещению, дававшая девятилетнее образование (приравненное к современному среднему).


Ближайшая школа 2 ступени находилась в селе Сашкино. Начальных школ 1 ступени, преобразованных из церковно-приходских, в Тарусе было три, плюс школа в пригороде на Воскресенской горе.


Уже с первого сентября 1918 года Ученический и Педагогический советы были заняты перевыборами преподавателей. Учебный год должен был начаться 1 октября. Но тут выяснилось, что еще «18 июля Тарусский Уездный Совет народного образования провел выборы педагогического персонала в Шавельскую (ныне Тарусскую) смешанную гимназию. В результате 50% педагогического персонала оказались не избранными». Ученическая организация решительно выступила в защиту любимых преподавателей: «Все они – лица с педагогическим опытом, крайне уважаемы учащимися и никогда не выступали каким-то образом против Советской власти. О выступлении не могло быть и речи, так как в стенах гимназии все, как учащиеся, так и учащие, с первых дней революции были заняты перестроением школы на новые начала и совершенно не думали заниматься какими либо политическими вопросами».


Собрание постановило вновь избрать преподавателей В.В.Изачик, Глаголеву, В.В.Колокольникова, П.Р. Зайончик. «Учащиеся находят совершенно несправедливым выбрасывать за борт преподавателей с педагогическим опытом и выбрать на их место совершенно неизвестных лиц. Организация не ручается за себя в могущих произойти столкновениях со вновь избранными лицами».


На снимке: юбилейная линейка в первой городской.

 

 

Виктория ГУБАРЕВА. 

Комментарии

Процес пошёл!!!